Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
Максим Соколов
министр транспорта Российской Феверации
Нет свободной цены - нет и инвестора
Минтранс возражает против отмены дерегулирования тарифов в портах. Если государство будет вмешиваться путем регулирования, эта политика непредсказуемая. Тогда надо устанавливать долгосрочный тариф, но ни одна попытка ФСТ установить долгосрочный тариф где бы это ни было не увенчалась успехом.
— Сейчас идет бурная дискуссия между ФАС, участниками рынка и профильными министерствами по вопросам регулирования тарифов в портах. Есть ли у Минтранса какие-то расчеты, какие убытки могут быть у стивидорных компаний, если правительство примет решение вернуть регулирование тарифов в портах и обяжет устанавливать тарифы только в рублях?
— Для того чтобы оценить убытки, надо понимать, будет ли установлен этот тариф и какой. Пока этих решений нет.
Минтранс возражает против отмены дерегулирования тарифов в портах на всех профессиональных площадках.
Мы видим, что за последние годы портовая инфраструктура РФ развивается достаточно уверенными темпами, и это предопределяет в том числе развитие объемов морских перевозок. Они растут на 5-6% в год. Достигли рекордных показателей по прошлому году — 670 миллионов тонн.
Мы ожидаем, что и в этом году они вырастут и, очевидно, перешагнут 700 миллионов тонн. Все это благодаря тому, что в отрасль приходят частные инвестиции, которые рассчитывают свои риски, исходят из трендов рынка и тех ставок, которые складываются под влиянием экономических факторов.
Если государство будет вмешиваться путем регулирования, эта политика непредсказуемая. Тогда надо устанавливать долгосрочный тариф, но ни одна попытка ФАС или ФСТ установить долгосрочный тариф где бы это ни было не увенчалась успехом.
Если будет такая неопределенность, то, соответственно, риски инвесторов повышаются многократно и мы уже не будем иметь такого интереса инвесторов. Значит, наши объекты морской инфраструктуры портов не будут развиваться.
Не будут развиваться порты, не будет развиваться возможность вывоза той экспортной базы, которая генерируется внутри страны. Это приведет к тому, что ряд проектов по разработке полезных ископаемых, угля, нефти, стали, чугуна, проката просто не будет реализован, потому что не будет возможности нормально через морские порты вывезти их на те рынки, для которых они предназначены как экспортная продукция.
Благодаря решениям о дерегулировании, принятым в 2012 году, мы вывели все сборы в портах из так называемой серой зоны в полностью прозрачные транспарентные отношения между грузоотправителями и стивидорными компаниями.
Если же эти решения будут денонсированы, что уже само по себе плохо, то, соответственно, есть риск, что все снова уйдет в серую зону и ввиду особенности международного бизнеса центр формирования прибыли просто уйдет из наших портов во фрахт или трейдинг.
Мы просто не увидим реальных расходов, которые понесут наши грузоотправители. Они вынуждены будет заплатить, но уже за пределами РФ, и мы не сможем никак влиять на эти процессы и получать источники для развития проектов портовой инфраструктуры.
Эти риски мы обсуждаем с инициаторами этой идеи и, я надеюсь, будем услышаны.
Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли. Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
Максим Владимирович Четчуев канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Александр Евгеньевич Богославский к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Михаил Алексеевич Касаткин начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Юрий Алексеевич Щербанин д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Владимир Владимирович Шматченко к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Максим Анатольевич Асаул д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
Анатолий Владимирович Постолит д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»