Нам бы день простоять, да ночь продержаться
За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!к.и.н., шеф-редактор журнала "Транспорт Российской Федерации"
![Андрей Гурьев](/upload/iblock/086/lanfreqbbeaa.png)
Напомним, в мае сего года Минэкономразвития разослало причастным третий вариант Целевой модели 2020. В сентябре ОАО "РЖД" ответило ведомству своими правками, а фактически обновленным документом с принципиальными дополнениями в части институциональной структуры рынка железнодорожных перевозок.
Если говорить только о наиболее важных новшествах, внесенных РЖД, то суть предлагаемой модели представляет собой следующую парадигму. Основная стратегическая проблема отрасли состоит на данный момент, по мнению авторов поправок, в дефиците инвестиций. (Заметим, именно эту проблему и была призвана решать Программа структурной реформы, принятая в 2001 году, но остановленная на полпути).
В документе поясняется, что нехватка денег возникла в основном в результате увеличения доли низкодоходных грузов и устойчивого падения доходной ставки.
Соответственно, важнейшей задачей целевой модели объявляется обеспечение финансовой стабильности деятельности ОАО "РЖД". За счет чего? Откуда предлагается взять дополнительные средства?
Во-первых, от государства, которое, согласно поправкам, должно вкладывать их в строительство новых и развитие существующих линий, обеспечивать индексацию тарифов на уровне инфляции, установить новую систему тарифообразования, гарантирующую сходимость доходов и расходов, разрешить РЖД сэкономленные средства использовать по своему усмотрению и т.д.
Во-вторых, средства пойдут от грузоотправителей, которые будут оплачивать развитие сети через инвестиционную составляющую тарифа на перевозку или авансировать оплату за будущие перевозки по новым участкам.
При этом государство и грузоотправители именуются в документе "выгодоприобретателями".
Эта часть поправок названа в Целевой модели первым этапом ее реализации, который должен продлиться 5 лет.
Далее указывается, что "в случае недостижения запланированных целей на первом этапе" предусматривается второй этап, который "состоит из ряда шагов, и реализация каждого последующего из них будет определяться по итогам предшествующего".
А именно: в ходе первого шага второго этапа предусматривается выделение перевозочного бизнеса РЖД в дочернее общество. Длительность этого шага – 3 года.
Если же и эта мера не даст "заданных показателей эффективности", то в рамках второго шага возможно "создание конкуренции в перевозочной деятельности и либерализация цен на рынке перевозок". То есть не ранее чем через 8-10 лет.
В рамках этого же второго шага "в целях оценки возможности развития конкуренции между перевозчиками" возможен допуск на инфраструктуру и локальных перевозчиков.
Также может быть приватизирован и миноритарный пакет дочернего перевозчика РЖД.
Таковы главные предложения обновленной модели.
То есть в документе четко просматриваются две линии. Первая – монополистическая. Она предлагает отложить реформу еще на 5 лет и попытаться привлечь дополнительные инвестиции через усиленную господдержку, затратный механизм ценообразования и усиление административных методов ведения хозяйства.
Вторая линия – рыночная, реформаторская, предусматривающая дальнейшие институциональные преобразования в РЖД, либерализацию грузовых перевозок и использование новых инвестиционных возможностей. Это движение в направлении целей, указанных еще в Программе структурной реформы, а также реанимированных в прошлом году в предложениях Совета потребителей РЖД. Эта линия, в отличии от первой, изложена довольно робко, кратко и едва ли не в сослагательном наклонении. (Хотя, конечно, еще чуть больше года назад и такое было совершенно невозможно).
С одной стороны следует, конечно, признать, что монополия ОАО "РЖД" оказалась идеологически более рыночной, чем Минэкономразвития, которое как раз и призвано в своей деятельности везде, где существовали с советских времен монополии, формировать рынки.
С другой стороны, несколько странной, если не сказать, лукавой, выглядит позиция, которая в тупиковом финансовом положении предусматривает еще пять лет не двигаться ни вперед, ни назад, надеясь на благотворительность государства и грузовладельцев, и только если ситуация по истечении этого срока будет ухудшаться, "возможно" переходить к новым институтам, инструментам, стимулам и целям.
Хотелось бы спросить, а за счет чего же ситуация может улучшиться, если ничего существенного не предпринимать, а вернуться опять к позиции Владимира Якунина, считавшего, что святая обязанность государства – снабжать железнодорожников сполна деньгами, которые они будут с удовольствие осваивать? (И зачем тогда было выгонять прежнего президента компании, ведь он выбивал бюджетные субсидии с гораздо большим успехом, чем это позволяется сегодня Олегу Белозерову).
Из проекта так и неясно, признаются ли рыночные институты правильными и достойными осознанного движения к ним или же нормальной считается все-таки сегодняшняя схема, продуцирующая дефицит и не дающая возможности работать без масштабных вливаний бюджетных денег?
Новый документ словно говорит: я упоминаю тут про рынок и конкуренцию, но вы не воспринимайте это всерьез, потому что вообще-то нам лишь бы день простоять, да ночь продержаться.
А потом что же?
А потом либо ишак сдохнет, либо падишах преставится. (Или все пойдут на повышение).
10 октября 2016 г.
С проектом ЦМР-2020 можно ознакомиться здесь.
Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS