О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Нам бы день простоять, да ночь продержаться

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    Андрей Гурьев
    к.и.н., шеф-редактор журнала "Транспорт Российской Федерации"
    Андрей Гурьев Нам бы день простоять, да ночь продержаться
    ОАО "РЖД" направило в Минэкономразвития свои правки в проект Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года. Ряд из них носят существенный характер, допуская изменение самой конфигурации рынка.

    Напомним, в мае сего года Минэкономразвития разослало причастным третий вариант Целевой модели 2020. В сентябре ОАО "РЖД" ответило ведомству своими правками, а фактически обновленным документом с принципиальными дополнениями в части институциональной структуры рынка железнодорожных перевозок.

    Белозеров смешливый.jpg

    Если говорить  только о наиболее важных новшествах, внесенных РЖД, то суть предлагаемой модели представляет собой следующую парадигму. Основная стратегическая проблема отрасли состоит на данный момент, по мнению авторов поправок, в дефиците инвестиций. (Заметим, именно эту проблему и была призвана решать Программа структурной реформы, принятая в 2001 году, но остановленная на полпути).

    В документе поясняется, что нехватка денег возникла в основном в результате увеличения доли низкодоходных грузов и устойчивого падения доходной ставки. 

    Соответственно, важнейшей задачей целевой модели объявляется обеспечение финансовой стабильности деятельности ОАО "РЖД". За счет чего? Откуда предлагается взять дополнительные средства?

    Во-первых, от государства, которое, согласно поправкам, должно вкладывать их в строительство новых и развитие существующих линий, обеспечивать индексацию тарифов на уровне инфляции, установить новую систему тарифообразования, гарантирующую сходимость доходов и расходов, разрешить РЖД сэкономленные средства использовать по своему усмотрению и т.д.

    Во-вторых, средства пойдут от грузоотправителей, которые будут оплачивать развитие сети через инвестиционную составляющую тарифа на перевозку или авансировать оплату за будущие перевозки по новым участкам.

    При этом государство и грузоотправители именуются в документе "выгодоприобретателями".

    Эта часть поправок названа в Целевой модели первым этапом ее реализации, который должен продлиться 5 лет.

    Далее указывается, что "в случае недостижения запланированных целей на первом этапе" предусматривается второй этап, который "состоит из ряда шагов, и реализация каждого последующего из них будет определяться по итогам предшествующего".

    А именно: в ходе первого шага второго этапа предусматривается выделение перевозочного бизнеса РЖД в дочернее общество. Длительность этого шага – 3 года.

    Если же и эта мера не даст "заданных показателей эффективности", то в рамках второго шага возможно "создание конкуренции в перевозочной деятельности и либерализация цен на рынке перевозок". То есть не ранее чем через 8-10 лет.

    В рамках этого же второго шага "в целях оценки возможности  развития конкуренции между перевозчиками" возможен допуск на инфраструктуру и локальных перевозчиков.

    Также может быть приватизирован и миноритарный пакет дочернего перевозчика РЖД.

    Таковы главные предложения обновленной модели.

    То есть в документе четко просматриваются две линии. Первая – монополистическая. Она предлагает отложить реформу еще на 5 лет и попытаться привлечь дополнительные инвестиции через усиленную господдержку, затратный механизм ценообразования и усиление административных методов ведения хозяйства.

    Фадеев с пальцем.jpg

    Вторая линия – рыночная, реформаторская, предусматривающая дальнейшие институциональные преобразования в РЖД, либерализацию грузовых перевозок и использование новых инвестиционных возможностей. Это движение в направлении целей, указанных еще в Программе структурной реформы, а также реанимированных в прошлом году в предложениях Совета потребителей РЖД.  Эта линия, в отличии от первой, изложена довольно робко, кратко и едва ли не в сослагательном наклонении. (Хотя, конечно, еще чуть больше года назад и такое было совершенно невозможно).

    Мальцев 2.jpg

    С одной стороны следует, конечно, признать, что монополия ОАО "РЖД" оказалась идеологически более рыночной, чем Минэкономразвития, которое как раз и призвано в своей деятельности везде, где существовали с советских времен монополии, формировать рынки.   

    С другой стороны, несколько странной, если не сказать, лукавой, выглядит позиция, которая в тупиковом финансовом положении предусматривает еще пять лет не двигаться ни вперед, ни назад, надеясь на благотворительность государства и грузовладельцев, и только если ситуация по истечении этого срока будет ухудшаться, "возможно" переходить к новым институтам, инструментам, стимулам и целям.

    Лукавая.jpg

    Хотелось бы спросить, а за счет чего же ситуация может улучшиться, если ничего существенного не предпринимать, а вернуться опять к позиции Владимира Якунина, считавшего, что святая обязанность государства – снабжать железнодорожников сполна деньгами, которые они будут с удовольствие осваивать? (И зачем тогда было выгонять прежнего президента компании, ведь он выбивал бюджетные субсидии с гораздо большим успехом, чем это позволяется сегодня Олегу Белозерову).

    Из проекта так и неясно, признаются ли рыночные институты правильными и достойными осознанного движения к ним или же нормальной считается все-таки сегодняшняя схема, продуцирующая дефицит и не дающая возможности работать без масштабных вливаний бюджетных денег?

    Новый документ словно говорит: я упоминаю тут про рынок и конкуренцию, но вы не воспринимайте это всерьез, потому что вообще-то нам лишь бы день простоять, да ночь продержаться.

    А потом что же?

    А потом либо ишак сдохнет, либо падишах преставится. (Или все пойдут на повышение).

    10 октября 2016 г.

    С проектом ЦМР-2020 можно ознакомиться здесь.

    Ишак сдох.jpg

    Количество показов: 4684


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика