О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Кто был первым стахановцем: Алексей Стаханов или Петр Кривонос?

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    Владимир Лапин
    канд. ист. наук,  исследователь наградной системы ж.д. транспорта
    Владимир Лапин Кто был первым стахановцем: Алексей Стаханов или Петр Кривонос?
    В 1935 году на одном из совещаний, рассматривая вопросы повышения производительности труда, Сталин предложил выделить из числа рабочих «маяков», на примере которых стали бы лучше и производительнее работать все остальные.

    Вождь предложил отыскать главного «маяка» непосредственно во Всесоюзной кочегарке, от которой, по его глубокому убеждению, зависел успех второй пятилетки. Сталину очень хотелось, чтобы новому движению, в начальной его стадии, через средства массовой информации был дан мощный всесоюзный трудовой толчок, основанный на почине новаторов. «Будет почин, а последователей партия всегда найдет!» – таков был итог совещания, подведенный Сталиным.        

    Нарком путей сообщения Л.М. Каганович, получив весте с остальными руководителями отраслей народного хозяйства задание вождя, по прибытию в наркомат вызвал к себе корреспондента «Гудка» Ефима Баткина, который еще совсем недавно работал у него референтом. Задание, которое получил Баткин от наркома, особой сложностью не отличалось, – найти на Донбассе машиниста, умеющего резво водить тяжеловесные поезда, организовать в газетной статье всесоюзный рекорд, обеспечив, таким образом, стальные артерии страны взбадривающим адреналином в виде новаторского почина.  Но написать необходимо так, чтоб соревновательный мотив дал заметный экономический эффект в отрасли – существующим парком паровозов обеспечить динамично развивающуюся индустрию страны в народнохозяйственных перевозках.

    По рекомендации паровозной службы Донецкой железной дороги Баткин направился в Славянск и с бригадой машиниста Петра Кривоноса съездил в Лозовую. Знаменитая поездка состоялась 1 июля 1935 года. Ночью десятистраничный очерк был готов и железнодорожным телеграфом отправлен в редакцию. Ближе к вечеру главный редактор «Гудка» устроил Баткину телефонный разнос – фамилия машиниста «Кривонос» очень не понравилась Кагановичу: «Нашли бы еще Перешибиноса, – негодовал нарком, – вся страна будет хохотать, поддерживая почин Перешибиноса! Очерк переделать, машиниста найти с простой, звучной фамилией!». 

    Казалось, череда непредсказуемых исторических событий и фортуна отвернулась от машиниста паровоза Петра Кривоноса. Железнодорожному транспорту в период завершения реконструкции страны отводилась важная, но не главная роль   – на данном этапе исторического развития СССР первостепенную роль играла угольная промышленность, обеспечивающая динамичное развитие металлургии и соответственно других отраслей тяжелой промышленности.

     На очередном совещании, где присутствовали Сталин, Каганович, Орджоникидзе и некоторые другие члены Политбюро, вождь неожиданно вернулся к вопросу «маяков», проявив интерес к организации выполнения его задания. Каганович доложил, что нашли рекордсмена-машиниста, но фамилия подводит. Орджоникидзе, курирующий тяжелую промышленность проинформировал, что ищут лучшего забойщика-шахтера со звучной фамилией. Сталин повторно высказал твердое пожелание, чтобы первым «маяком» был именно шахтер.

     Ждать и быть вторым Каганович не хотел, но и перечить вождю - смерти подобно. Поэтому трудовая слава машиниста Петра Кривоноса начинает «раскручиваться» на региональном уровне. В дорожной газете «Железнодорожник Донбасса» 14 июля 1935 г. опубликовано его обращение ко всем машинистам депо Славянск и Донецкой дороги: «За последние четыре месяца погрузка выросла более чем на 20%.  А, на сколько мы улучшили использование нашего мощного паровоза, чтобы обеспечить перевозку грузов? В этом отношении мы нечего не сделали. Разве можно молчать, когда паровоз, как машина используется только на три четверти, а то и наполовину? Кто из нас показал такой класс? В каком депо добились самого лучшего использования паровоза? Довольно топтаться на местах!» – восклицал П.Ф. Кривонос. «Правильно топить, форсировать котел, умело использовать пар, хорошо изучить профиль пути, быть каждую секунду на чеку, ездить сознательно, без ухарства – это мои законы» – констатировал новатор.

     «Гудок» откликнулся передовой статьей, переделанной из статьи Баткина, тщательно отредактированной, усредненной и отполированной. Нарком Каганович в первых числах августа прислал приветственную телеграмму Кривоносу: «Приветствую тов. Кривоноса показавшего своей ударной безаварийной работой образец овладения техникой и сознательным социалистическим отношением к труду. С удовольствием принимаю Ваше обещание полностью и безаварийно использовать паровоз. Наркомпуть Л. Каганович».

    И уже 5 августа 1935 г. Постановлением ЦИК «О награждении работников железнодорожного транспорта» Петр Кривонос был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина за образцовую и успешную работу по подъему железнодорожного транспорта, за активную и энергичную борьбу с крушениями и авариями.

     Только через два месяца в центральной прессе и на радио стала греметь фамилия забойщика шахты «Центральная – Ирмино» Алексея Стаханова, поставившего всесоюзный рекорд в ночь с 30 на 31 августа 1935 года: при норме 7 тонн сменное задание он перевыполнил в 14 раз! (на 1350%), вырубив 102 т. угля, что намного превосходило мыслимо допустимые пределы возможного одного человека (при перерасчете на крепильщиков, коногонов и других подсобных рабочих рекордная цифра значительно уменьшалась). О том, что этот рекорд носит чисто пропагандистский характер свидетельствует тот факт, что уже в шесть часов утра, 31 августа 1935 года, прямо на шахте состоялся пленум шахтпарткома. Чувствуя перегиб, инициатор и вдохновитель рекорда партком шахты в своем решении счел необходимым «заранее указать и предупредить всех тех, кто попытается клеветать на тов. Стаханова и его рекорд…». Среди прочего, пленум парткома шахты постановил, считать, что Стаханов А.Г. в ночь с 30 на 31 августа за свои рабочие шесть часов установил мировой рекорд производительности отбойного молотка, дав 102 тонны угля. Этим же решением было предусмотрено выделение Стаханову квартиры в доме ИТР с мебелью и телефоном, постоянные места в кинотеатре, семейную путёвку на курорт и обеспечить другими материальными благами. 

    Кривоносы.jpg

    Петр Кривонос и Алексей Стаханов

    11 сентября 1935 г. впервые в «Правде» появились слова «стахановцы» и «стахановское движение», ставшие крылатыми на всех необъятных просторах СССР для новаторов социалистического производства, многократно превышавших установленные нормы.

     А 28 сентября 1935 года на третьей странице в «Правде» была размещена скромная заметка: «Машинист Кривонос и составитель Кожухарь». «На родине стахановского движения развернулась борьба за скорость паровоза, за рекордное формирование товарных поездов … В июле текущего года произошло событие, заставившее произвести переоценку ценностей. Молодой машинист Петр Кривонос провел тяжелый угольный состав на участке Славянск-Лозовая со скоростью 31,9 км/час. …. Нарком тов. Л.М. Каганович приветствовал почин Кривоноса и его последователей – лучших паровозников Донецкой железной дороги».

    Только после признания Стаханова зачинателем движения масс и маяком всесоюзного масштаба «Правда» – главный печатный орган ЦК ВКП (б)  3 октября 1935 г. в статье «Рекорд машиниста Кривоноса» впервые по называет новый производственный успех машиниста-орденоносца (Каганович постарался, молодец!) рекордом. Сам Кривонос свой парадный рекорд вспоминал так: «1 октября на транспорте был введен новый график, поезда пошли по расписанию. Честь вести первый поезд по новому графику депо предоставило мне. Я разукрасил свою машину красными полотнищами и лозунгами. Впереди на паровозе был портрет Лазаря Кагановича».

    Но, после массы рекордов шахтеров, помпезно представленных в прессе и на радио это событие воспринялось как обычное, обыденное дело, не заслуживающее особого внимания. Все, что должно было произойти, уже произошло – стереотипы взломаны, движение масс за рекордные показатели во всех наркоматах набрало курьерскую скорость! В каждой отрасли народного хозяйства стали появляться свои маяки и Кривонос стал одним из многих. Первым его оставили только на железнодорожном транспорте. Общепризнанным знаменоносцем всесоюзного движения коммунистическая партия утвердила Стаханова. Все другие маяки были рядом, но оставались в тени его славы.   

    14 ноября 1935 года в Москве, Центральный Комитет ВКП(б) провел   первое (и последнее) Всесоюзное совещание стахановцев в промышленности и на транспорте с участием самого Сталина. Открывая совещание, Серго Орджоникидзе сказал: «30 августа на шахте «Центральная-Ирмино» рядовой забойщик Алексей Стаханов ударом отбойного молотка вместо семи тонн по норме вырубил 102 тонны угля. Через пару дней, 3 сентября, парторг-организатор Дюканов – 115. 19 сентября на Горьковском автозавода кузнец Бусыгин отковал 1050 коленвалов вместо 675».

    И далее уже о Кривоносе: «Примерно в то же время машинист паровоза товарищ Кривонос в Донбассе подхватил почин Алексея Стаханова дает блестящий образец скорости движения паровоза: вместо нормы 30 километров час дает 53!..».  Первым слово для выступления, после доклада, было предоставлено Стаханову, вторым Бусыгину, третьим Кривоносу. Придавая большое значение новому движению, на совещании выступил Сталин, назвав его «высшим этапом социалистического соревнования».

    Сталин.jpg

     Выступление Сталина на первом всесоюзном совещании стахановцев промышленности и транспорта. В первом ряду делегатов активно рукоплещут Кривонос и Стаханов.

    Постановлением ЦИК СССР 140 лучших ударников были награждены орденами (43 человека орденом Ленина, 97 орденом Трудового Красного Знамени). Открывал список награжденных орденом Ленина Стаханов А.Г., вторым был Дюканов М.Д., третьим организатор и вдохновитель рекорда парторг шахты «Центральная-Ирмино» Петров К.Г.

    Фамилия П.Ф. Кривоноса открывала список награжденных орденом Трудового Красного Знамени, причем с примечанием, похожим на оправдание ЦИК перед Кривоносом: «ранее награжденного орденом Ленина». Возможно, Сталин и Каганович решили таким способом компенсировать возможные моральные переживания Кривоноса за всесоюзное стахановское, а не кривоносовское движение передовиков, менее чем за полгода наградив его двумя орденами.

    Так железнодорожники под руководством Лазаря Кагановича опередили по «маяку» тяжелую промышленность, курирующую Серго Орджоникидзе, но, четко следуя пожеланиям Сталина на историческом пьедестале советской трудовой славы, остались вторыми, отдав славу первопроходцев ударного труда смежникам-шахтерам. Так возникло всесоюзное движение передовиков, названное коммунистической пропагандой движением стахановцев.


    Количество показов: 6456


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика