Погрузка на железнодорожном транспорте в мае 2017 года: экспорт растет
За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий
Основным драйвером роста погрузки продолжает оставаться уголь – за январь-май 2017 года на железнодорожном транспорте было погружено 149,3 млн тонн угля (+9,4% к январю-маю 2016). При этом погрузка угля увеличилась только при отправке на экспорт (рост составил практически 20%), во внутреннем сообщении она находится на уровне прошлого года.
Росту экспорта угля способствует несколько факторов. Во-первых, несмотря на снижение, мировые цены на каменный уголь всё ещё находятся на приемлемом уровне для отечественных производителей. Во-вторых, введение Китаем запрета на импорт угля из Северной Кореи до конца года также переориентировало часть китайских предприятий на российский уголь: так, только по итогам февраля экспорт угля в Китай превысил показатель прошлого года на 20%. Кроме того, в конце мая на станции Дзержинская-Новая Калининградской железной дороги введён в эксплуатацию первый в России терминал для экспортных отправок угля по колее 1435 мм. В соответствии с прогнозом объём перегружаемого угля через этот терминал в перспективе может увеличиться до 1 млн тонн.
Сохраняется существенный рост погрузки химических и минеральных удобрений (+7% к январю-маю 2016), при этом погрузка растет как во внутреннем сообщении, так и на экспорт. Росту экспортных поставок способствует увеличение мирового спроса на удобрения: импорт российских удобрений нарастили Китай, Бразилия, Турция и другие страны, также в начале марта группа ЕвроХим приобрела крупнейшего в Болгарии дистрибьютора минеральных удобрений Agricola Bulgaria с целью развития сбытовой сети в Европе. Однако в долгосрочной перспективе существует ряд факторов, которые могут негативно повлиять на российский экспорт. Так, продолжают вводиться новые мощности в зарубежных странах, но при этом ряд стран корректируют свою политику в сфере использования удобрений: например, Китай начал реализацию экологической политики по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве.
Зерно также демонстрирует рост погрузки на 6,2% по итогам пяти месяцев текущего года и также основной вклад вносят экспортные поставки. Однако, погрузка зерна на экспорт могла быть еще выше: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.16 №96 до июля 2018 года была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу, но ряд ответных мер других государств ее ограничил. Например, в марте Турцией были введены заградительные (130%) пошлины на российское зерно. Также необходимо отметить, что согласно обновлённому прогнозу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2017 году ожидается снижение урожая зерновых на 8,9% к уровню 2016 года до 110 млн тонн, при этом экспорт зерновых должен сохраниться на уровне прошлого года.
Продолжает снижаться погрузка строительных грузов (-4,4% к январю-маю 2016). Негативно на погрузке сказывается образовавшийся дефицит подвижного состава при вывозе щебня из Северо-Западного федерального округа, следствием чего стало резкое увеличение ставок операторов на предоставление полувагонов. На сокращение погрузки щебня во внутреннем сообщении также оказывает влияние отсутствие прогнозируемой ценовой политики и вопрос по срокам рассмотрения заявок на предоставление подвижного состава. Кроме того, негативным образом на погрузке отразилось снижение производства части строительных материалов: например, по данным Росстата, с января по апрель выпуск цемента в России снизился на 2,4%, объём работ по виду деятельности «Строительство» за 4 месяца текущего года сократился на 3,1%, а ввод жилья снизился на 14,8%.
Погрузка чёрных металлов сократилась за 5 месяцев на 0,4%. При этом сокращение погрузки происходит именно во внутреннем сообщении, в то время как погрузка на экспорт демонстрирует небольшой рост, однако его ограничивают меры нетарифного регулирования со стороны основных стран импортеров. Например, помимо уже введенных в 2015-2016 гг. рядом стран пошлин, в январе текущего года со стороны Турции были введены дополнительные пошлины на импорт стальных труб в размере 30%, а в мае Мексика продлила действие пошлин на листовой горячекатаный прокат из России в размере 29,3%. Дополнительно некоторые страны в текущем году начали антидемпинговое расследование в отношении импорта стальной продукции из России.
Оставить свой комментарий можно в режиме он-лайн или направив письмо в редакцию по адресу guryevandrey@yandex.ru
Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS