Перспективы отечественного транспорта в связи с вступлением России в ВТО: мнение компаний
За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта

Внутренний водный транспорт
Относительно перспектив этой отрасли сформулировано несколько предложений и опасений. Во-первых, отмечается, что для обеспечения приемлемого уровня доступа иностранных поставщиков услуг в сфере внутреннего водного транспорта на российский рынок и в целях защиты национального рынка транспортных услуг от недобросовестной конкуренции необходимо предусмотреть ограничение — а именно, допускать предоставление услуг в виде коммерческого присутствия только при условии:
• образования юридического лица на территории Российской Федерации;
• обязательного российского гражданства для плавсостава, а также для руководителя и руководящего состава юридического лица.
Кроме этого, подчеркивается несоответствие отечественной и международной практики обеспечения конкуренции и недопущения дискриминации.
Во-вторых, в связи с ожидаемым из-за вступления в ВТО увеличением загрузки транспортной инфраструктуры России речники сочли необходимым принятие упредительных мер по ее развитию. В частности, по их мнению, требуется:
• разработать национальную программу действий, обеспечивающих пропуск судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям (ВВП) Российской Федерации, и приступить к ее реализации;
• подготовить инфраструктуру ВВП и речного транспорта РФ в целом к плаванию судов под флагом иностранного государства;
• обеспечить готовность подразделений внутреннего водного транспорта РФ к управлению, обслуживанию и обработке судов под флагом иностранного государства;
• предусмотреть меры, направленные на то, чтобы планирование и организация пропуска судов под флагом иностранного государства на ВВП, а также их работа на российском рынке транспортных услуг осуществлялась на платной основе и без предоставления преференций.
В-третьих, российские водники проявили серьезную озабоченность в связи с тем, что транспортные организации, выполняющие перевозки каботажных и внешнеторговых грузов, недостаточно подготовлены к работе в новых условиях. Большой возраст отечественного флота (в среднем на 10–15 лет превышающий возраст современных иностранных судов), его плохая техническая оснащенность, низкий уровень маркетинговой деятельности, подбора и использования кадрового потенциала обусловливают низкие конкурентные позиции на рынке транспортных услуг.
Железнодорожный транспорт
Со стороны компаний, работающих в сфере железнодорожного транспорта, поступили следующие предложения. Во-первых, в процессе предстоящих переговоров и заключения межправительственных соглашений необходимо учитывать актуальность вопроса о доступе иностранных перевозчиков на инфраструктуру российских железных дорог. Такие обязательства предусмотрены межправительственным Соглашением о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта от 9 декабря 2010 г. в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).
Во-вторых, решение по изменению (унификации) железнодорожных тарифов следует принимать с учетом оценки влияния этого процесса на темпы экономического развития и на обеспечение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В результате тарифной реформы изменятся условия перевозок грузов железнодорожным транспортом. В частности, в первую очередь это связано с высокой вероятностью изменения графика перевозок.
В-третьих, чтобы минимизировать риски, необходимо:
• предусмотреть источники компенсации потерь доходов ОАО «РЖД», связанные с применением в отношении третьих стран внутренних унифицированных тарифов;
• принять меры, обеспечивающие железнодорожному транспорту равные конкурентные условия деятельности по отношению к автомобильному и другим видам транспорта;
• зафиксировать в Списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) обязательства по доступу иностранных перевозчиков на российский рынок.
Все высказанные предложения сохраняют свою значимость.
Воздушный транспорт
Одно из опасений, высказанных представителями воздушного транспорта, связано с отменой субсидий на некоторых направлениях. Поскольку авиаперевозки в РФ за небольшим исключением убыточны, эта мера может крайне негативно сказаться на российском рынке авиаперевозок.
Наиболее вероятно, что цены пойдут вверх. Между тем уровень доходов населения, особенно в дальних регионах, не позволяет большинству пользоваться услугами авиаперевозчиков. Например, жителям Калининграда выгоднее и удобнее путешествовать наземным транспортом по странам «ближней» Европы. Таким образом, российские авиакомпании перестанут обслуживать линии, а затем, с учетом движения в сторону «открытого неба», место российских перевозчиков займут крупные иностранные, готовые работать какое-то время в убыток, чтобы «раскатать» линию. Уже сейчас из Владивостока в Москву через Сеул или Пекин лететь дешевле, чем напрямую, а многие жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области отправляются на отдых за рубеж через аэропорт Хельсинки.
Автомобильный транспорт
Выраженная год назад позиция филиала Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу заключалась в том, что предусмотренные специфические обязательства России в сфере транспорта и согласованные изъятия из режима наибольшего благоприятствования обеспечивают российским международным автотранспортным компаниям равноценные условия осуществления их деятельности.
Кроме того, российские перевозчики высказали предположение, что либерализация принятых страной — членом ВТО обязательств может содействовать гармонизации товародвижения на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП), а это, в свою очередь, должно сократить непроизводительные простои международных автомобилей на МАПП.
Отмечалось также, что отечественные транспортные компании в последнее время уже работают в соответствии с международными конвенциями и обязательствами (или, в отдельных случаях, максимально приближены к выполнению содержащихся в них требований). Возможные в течение 10 лет коррективы в сторону общих норм и правил существенных перемен в международные автоперевозки не внесут.
Однако в настоящее время ситуация значительно изменилась, причем в худшую сторону. Полгода членства России в ВТО показали: мы совершенно не готовы играть по правилам, даже если под ними подписались. Не успели высохнуть чернила на международных торговых соглашениях, как Россия уже их нарушает. Примером в сфере автотранспорта служит закон о введении утилизационного сбора с импортных автомобилей.
Чтобы не допустить уменьшения поступающих в федеральный бюджет платежей и дальнейшего снижения конкурентоспособности отечественных предприятий автопрома, правительство ввело утилизационный сбор на импортные авто. Разговоры об экологии никого не могут обмануть — это наивно замаскированный протекционизм.
Морские порты
Проблемы с прохождением таможенных процедур отмечают и представители морских торговых портов. Так же как и автомобилисты, они говорят о том, что ожидаемого в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО усовершенствования порядка проведения пограничных и таможенных процедур не произошло.
Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 1(44)/2013.
Количество показов: 8267Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS