Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
О развитии национальной транспортно-экспедиторской системы в Российской Федерации
Повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации, реализация транспортного потенциала страны, улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте тесно связано с развитием транспортно- экспедиторской деятельности в Российской Федерации.
Из-за неразвитости транспортно-экспедиторской деятельности и ее плохой управляемости, транспортные услуги по перевозкам грузов на территории страны и за ее пределами, система России теряет свои конкурентные преимущества по производительности, устойчивости и качеству транспортных услуг. Неэффективное использование транспортных средств и нерациональность транспортных потоков с огромными потерями на стыках, непредсказуемость времени доставки товаров потребителю, все это негативно сказывается на международном имидже транспортной системы страны, конкурентоспособности ее транспортных услуг, обеспечении устойчивой работы предприятий и развития экономических связей как внутри России, так и с зарубежными партнерами.
Снижение транспортно-логистических издержек до уровня развитых стран 7-12% позволит увеличить товарооборот в стране в сотню миллиардов долларов.
В России, где источники сырья, центры производства и потребления удалены друг от друга и от внешних границ на тысячи километров, а внешнеторговый оборот играет существенную роль в формировании ВВП, уровень логистических издержек является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность экономики.
В Российской Федерации утверждена транспортная Cтратегия на период до 2030 года, которая предусматривает достижение целей и ключевых индикаторов, которые напрямую связаны с развитием транспортно-экспедиторской системы. Прежде всего, это относится к цели « Обеспечения доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны», а так же « интеграция в мировое транспортное пространство и реализации транспортного потенциала страны». А это значит, повышение производительности транспортных систем в разы, коммерческой скорости движения магистральных товарных потоков на первом этапе до 1000 км/сутки, а на втором этапе до 2030 года до 1400 км/сутки.
Предусматривается повышение арендоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности транспортных фирм. Доля российских перевозчиков всех видов транспорта в объеме экспортно- импортных грузов возрастет. Без развития эффективной транспортно-экспедиторской системы не возможно достигнуть целевых индикаторов транспортной стратегии.
Российская транспортно-экспедиторская система находится в начальной фазе развития, она образована небольшими фирмами, которые не обладают достаточным капиталом, не имеют собственных распределительных центров и отлаженных распределительных целей поставок. Отличия от иностранных экспедиторов, которые хорошо оснащены технически и технологически, имеют свой транспорт, склады, отработанные схемы поставок по всему миру, устойчивые связи с потребителями и производителями продукции, обеспечены капиталом и персоналом. Мощный потенциал иностранных экспедиторов в российском внешнеторговом обороте из года в год увеличивается и достиг уровня 35% это не предел, с вступлением России в ВТО доля иностранных экспедиторов может превысить 60%. Иностранный экспедитор выводит солидный % налогооблагаемой базы транспортных услуг за пределами России, что не соответствует интересам России.
Целесообразно сформировать нормативные правовые условия, при которых эффективные российские транспортно-экспедиторские и логистические компании смогут развиться, создав инфраструктуру способную предоставить клиентам весь спектр транспортных услуг на уровне зарубежных аналогов учитывая эффекты для экономики и социальной сферы. Целесообразно организовать работу по развитию инфраструктуры отечественных транспортно-экспедиторских систем с привлечением средств государственной поддержки.
Бессистемное строительство, так называемых мультимодальных центров (а по сути складов) осуществляется региональными структурами, отдельными видами транспорта и промышленными предприятиями исходя из собственных интересов без увязки друг с другом. Естественно эти центры не обладают функциями управления грузопотоками, что в конечном итоге не решает проблемы, например скопления грузов в портах и на пограничных переходах. Видимость есть, а единой системы товародвижения нет.
Инфраструктура транспортно-логистических комплексов развивается без создания соответствующих систем управления товарными потоками. В стране отсутствует единое информационное пространство относительно грузоперевозок. Нет эффективной системы технологических связей и взаимодействия видами транспорта. Неразвитая инфраструктура и «кустарные» технологические основных транспортных процессов, также снижение качества и безопасности перевозок в результате падения профессионализма персонала, технической и правовой дисциплины участников транспортного рынка.
Особое внимание со стороны государственных органов власти необходимо уделить самому распространенному, массовому виду транспорта, оказывающему влияние на экономику, социальную сферу, экологию, безопасность, занятость трудового населения - грузовому автомобильному транспорту, используемого на внутренних перевозках грузов, без участия которого в государстве не обходится любое движение товаров и грузов.
Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли. Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
Максим Владимирович Четчуев канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Александр Евгеньевич Богославский к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Михаил Алексеевич Касаткин начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Юрий Алексеевич Щербанин д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Владимир Владимирович Шматченко к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Максим Анатольевич Асаул д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
Анатолий Владимирович Постолит д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»