О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Кадры по-прежнему решают все

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    Константин Пашков
    д.м.н., профессор, директор Административного департамента Министерства транспорта РФ
    Константин Пашков Кадры по-прежнему решают все
    Квалифицированный персонал формирует важнейшую составляющую успеха любой деятельности, в частности, также и транспортной.

    Анализ кадрового состава аппарата Минтранса 

    Укомплектование. В соответствии с утвержденной структурой сегодня в центральном аппарате Минтранса 13 департаментов и один самостоятельный отдел. По состоянию на 1 октября 2017 г. замещено 93% штатной численности, из них мужчин – 45,7%, женщин – 54,3%.

    Структурные подразделения министерства укомплектованы главным образом на 90–100 %. Недоукомплектованы более чем на 10% Департамент морского и речного транспорта (21%), Департамент программ развития (18%).   

    Кадровый состав по категориям должностей распределяется следующим образом: 78 % составляют должности категории «специалисты», 10% – «обеспечивающие специалисты», 10 % – «руководители», 2% – «помощники» («советники»).  

    Наименьшая укомплектованность по категориям  должностей  приходится на категорию «специалисты» – 91%.

    Образование. Высшее образование имеют 99% гражданских служащих Минтранса, из них докторов наук – 1%, кандидатов наук – 4 %.  Два высших образования имеют 23% госслужащих (рис. 1). 

    Минтранс 1.png

    Рис. 1. Уровень образования сотрудников Минтранса по группам должностей.

    При этом вызывает озабоченность качественная характеристика образования. Транспортные образовательные учреждения закончили 30 % работающих, специалисты экономического профиля в аппарате составляют 26%, юридического – 21%. Среди государственных служащих мало специалистов государственного и муниципального управления.

    В то же время как положительный момент следует отметить, что в Департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности 100 % служащих имеют юридическое образование, в Департаменте экономики и финансов 53,5% служащих получили экономическое образование.

    Но в таких подразделениях, как Департамент гражданской авиации, Департамент морского и речного транспорта и Департамент автомобильного и городского пассажирского транспорта, доля замещения должностей выпускниками транспортных образовательных учреждения пока крайне низкая. Полагаем, что для решения этого вопроса нужно предусмотреть отбор и формирование резерва на должности отраслевых департаментов из числа перспективных сотрудников федеральных агентств и службы.

    Возрастной состав и стаж. Средний возраст государственных гражданских служащих министерства на 1 октября 2017 г. составляет 37 лет, т. е. на два года моложе, чем в 2012 г. (рис. 2).  Минтранс 2..png 

    Рис. 2. Динамика среднего возраста сотрудников Минтранса в 2012 – 2017 гг.

    Самые «молодые» Департамент имущественных отношений и территориального планирования, Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности, Департамент госполитики в области обустройства пунктов пропуска через госграницу, где средний возраст работающих составляет 31–32 года. 

    Почти 33% общей численности аппарата – молодые сотрудники, не старше 30 лет. Доля специалистов от 31 до 50 лет составляет 47%, более 50 лет – 20%. Налицо тенденция к омоложению кадрового состава государственных гражданских служащих.

    В категории руководителей преобладает (36%) работоспособная возрастная группа 40–49 лет. Считаем, что такой возрастной состав кадров Министерства оптимален. (рис. 3).

    Минтранс 3..png

    Рис. 3. Возрастной состав сотрудников Минтранса на 1 октября 2017 г.

    При этом 36% аппарата – это сотрудники со стажем работы на государственной гражданской службе от 5 до 15 лет. Иными словами, в аппарате сформирован так называемый «костяк» с  достаточным опытом в сфере государственного управления, эффективно использующий кадровый потенциал. Все это свидетельствует о высоком профессиональном уровне аппарата Минтранса России.

    Текучесть кадров. Это одна из важнейших характеристик кадровой работы. К сожалению, в последние годы текучесть кадров растет (рис. 4). 

    Минтранс 4..png

    Рис. 4. Динамика коэффициента текучести кадров в Минтрансе в 2012 – 2017 гг.

    Немного выбывающих сотрудников связывают свое увольнение с объективными причинами: уходом на пенсию, болезнью. Главным образом работники увольняются по собственному желанию вследствие неудовлетворенности оплатой труда, большой загруженности и напряженности работы. 

    В связи с этим кадровому подразделению Минтранса России приходится постоянно контролировать укомплектованность и пополнять аппарат новыми сотрудниками, т. е. проводить конкурсные процедуры.

    С 2012 г. в министерстве проведено 12 конкурсов, в которых приняли участие 903 кандидата. В результате на вакантные должности были назначены 188 человек, включены в кадровый резерв 172 человека.

    С 2016 г. в целях объективной оценки соответствия претендента квалификационным требованиям при проведении конкурса на сайте Министерства транспорта успешно внедрены анкетирование и онлайн-тестирование претендентов с оценкой базовых знаний и умений в области русского языка, правовых знаний основ Конституции, законодательства о гражданской службе и о противодействии коррупции, а также информационно-коммуникационных технологий. Тестирование выполняется с использованием рекомендованного Минтрудом России комплекта тестовых заданий и позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев оценки. К сегодняшнему дню в этих процедурах приняли участие 432 кандидата.

    Следует отметить, что конкурсы на включение в кадровый резерв преимущественные, так как это позволяет быстро замещать вакантные должности, не дожидаясь следующего конкурса.

    По состоянию на 1 октября 2017 г. в кадровый резерв Министерства входят 168 человек, из них 26% составляют государственные гражданские служащие министерства (внутренний резерв) и 74% – граждане (внешний резерв).

    Считаем целесообразным уделять самое пристальное внимание подготовке и переподготовке резерва управленческих кадров, более активному использованию лиц, включенных в кадровые резервы разных уровней. Включение в резерв должно стать одним из основополагающих факторов, влияющих на назначение кандидата на вышестоящую должность.

    В 2017 г. на должности гражданской службы из кадрового резерва назначены 36 человек, это 42 % новых сотрудников.

    Для эффективного использования кадрового потенциала и отбора более квалифицированных кадров необходимо внедрить личностно-профессиональную диагностику кандидатов. Кроме того, в единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ сформирован Федеральный резерв управленческих кадров, в который от Минтранса вошло 30 человек. Его структура включает высший, базовый и перспективный уровни. Принадлежность к определенному уровню определялась на основе экспертного анализа управленческих способностей, стратегического мышления, положительной репутации, соответствующих компетенций.  

    В 2010 г. Правительством была утверждена Федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2018 годы)», в соответствии с которой резервисты всех уровней ежегодно проходят подготовку в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и зарубежные стажировки. За четыре года по указанной программе прошли подготовку 12 резервистов из числа госслужащих Минтранса, пять государственных гражданских служащих участвовали в зарубежных стажировках, четыре человека были повышены в должности, трое переведены в другие федеральные органы с повышением. В 2017 г. от Минтранса проходят подготовку два кандидата, включенные в Федеральный резерв управленческих кадров.

    Анкетирование и тестирование при проведении конкурса – это начальный этап оценки базовых знаний кандидатов. Для того чтобы перейти к следующему этапу оценочных процедур, необходимо разработать базу тестовых заданий для проверки соответствия кандидатов функциональным квалификационным требованиям. Все кандидаты на замещение вакантных должностей независимо от их уровня и способа замещения должны пройти процедуру оценки на соответствие квалификационным требованиям с применением нормативно закрепленных методик оценки.

    Очевидно, следует разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии систему квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, включающую требования как к профессиональному образованию и стажу гражданской службы и работы по специальности, так и умениям, соответствующим необходимым профессиональным и личностным качествам (компетенциям). Пока такие требования не разработаны по целому ряду должностей.

    Минюстом России зарегистрирован приказ Минтранса, которым утверждены примерные должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих министерства. Проводится работа по привидению должностных регламентов в соответствие с примерными.

    Испытательный срок, наставничество. Практика использования испытательного срока при назначении на должности государственной гражданской службы внедрена в Министерстве транспорта в обязательном порядке. Срок испытания устанавливается обычно в пределах от трех до шести месяцев. При этом решение о продолжительности срока принимается руководителем структурного подразделения. Сегодня в аппарате Минтранса на испытании находится 41 человек.

    C июня 2014 г. в министерстве начал свою работу институт наставничества. За три с лишним года через него прошли 47 служащих, впервые принятых на государственную службу. Наставник в течение недели после назначения разрабатывает план вступления в должность вновь принятого сотрудника, в котором зафиксирован весь процесс содействия ему в ознакомлении с его должностными обязанностями, организацией работы.  Нужно отметить и воспитательную составляющую. Основным результатом такой работы стало сокращение периода адаптации вновь принятых сотрудников к профессиональной деятельности.

    Второй важнейший итог этой деятельности – создание в департаментах благоприятного морально-психологического климата и атмосферы товарищеской взаимопомощи.  В подразделениях сформировался штат наставников. Наиболее активны в этой работе Департамент транспортной безопасности и специальных программ, Департамент международного сотрудничества, Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности, Административный департамент. За указанное время 19% прошедших институт наставничества повышены в должности, из них двое служащих утверждены наставниками.

    Правда, все не так радужно, как хотелось бы. За три года из 47 прошедших наставничество служащих уволились 14 человек (30% всех прошедших через этот институт).

    С целью реализации нового подхода к профессиональному развитию работников в этом году в Министерстве дан старт Адаптационному курсу обучения государственных служащих силами сотрудников министерства. Курс лекций освещает следующие вопросы: законодательство о государственной гражданской службе, эффективное планирование рабочего времени, требования к служебному поведению гражданских служащих, вопросы делопроизводства и др. 

    Полностью статья К.А. Пашкова опубликована в № 6 журнала "Транспорт Российской Федерации".


    Минтранс.jpg 

    Количество показов: 5759


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика