Государственный контроль над соблюдением режима труда и отдыха водителей как способ снижения аварийности на наземном городском пассажирском транспорте
За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!Ведущий специалист СПб ГКУ «Организатор перевозок»
За 9 месяцев 2013 г. в России произошло более 100 тыс. ДТП с участием наземного городского пассажирского транспорта. Наиболее характерные причины: несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение правил эксплуатации транспортных средств, несоблюдение режима труда и отдыха водителей.
Значительное увеличение административных правонарушений на транспорте существенно обостряет проблемы правового регулирования, что обусловливает необходимость оптимизированного и эффективного подхода к управлению транспортной сферой, элементом которого является государственный контроль. Именно государственный контроль при достаточном нормативно-правовом регулировании способен обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей как самими участниками дорожного движения, так и владельцами объектов городской транспортной инфраструктуры.
Действующая нормативно-правовая база Согласно ст. 329 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти (с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей), осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области транспорта.
В соответствии с утвержденным Правительством РФ Положением о Министерстве транспорта РФ , указанным федеральным органом исполнительной власти является Минтранс России, который, согласно требованиям ст. 329 ТК РФ, издал Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Положение).
Данное Положение регламентирует особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на транспортных средствах (ТС), принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России. Положение устанавливает как общие, так и специальные правила, определяющие режим работы и отдыха с учетом специфики перевозок. Например, водителям автобусов, работающим на регулярных городских автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части и т. п. Важно иметь в виду, что согласно п. 3 Положения особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Также с учетом норм Положения должны разрабатываться расписания и графики движения ТС во всех видах сообщений. Данные требования предусмотрены ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозку пассажиров на территории России.
В ТК РФ регламентируются обязанности работодателя по обеспечению режима труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством, содержащим нормы трудового права. С учетом этого ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Составление протоколов об указанных правонарушениях и назначение наказаний в виде административного штрафа отнесено к компетенции государственных инспекций труда .
Однако КоАП РФ не предусматривает ответственности водителей ТС в случае невыполнения ими требований Положения. Пункт 2.7 Правил дорожного движения, запрещающий водителю управление транспортным средством в связи с несоблюдением им режима труда и отдыха, не образует состава административного правонарушения, так как действие ст. 11.23 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное нарушение, приостановлено до 1 апреля 2014 г. То есть механизм, который позволял бы принимать меры административного воздействия к водителям транспортных средств, выполняющим перевозки пассажиров на наземном городском пассажирском транспорте, в случае нарушения ими Положения о времени работы и отдыха, отсутствует. Это серьезный пробел.
Необходимо разработать и утвердить требования к техническим средствам контроля режимов движения, труда и отдыха водителей (тахографам), установить порядок оснащения ими транспортных средств, утвердить правила использования и обслуживания. Оборудование должно отвечать современным условиям производства, эксплуатации и сервиса.
Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 6(49)/2013
Количество показов: 11106Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS