О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Проблемы введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе мероприятий федеральных целевых программ

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    В. В. Антипин
    руководитель отраслевого центра ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    В. В. Антипин Проблемы введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе мероприятий федеральных целевых программ
    Экономике передовых промышленных стран присущ инновационный путь развития, базирующийся на использовании достижений науки и техники. В нашей стране инновационное развитие происходит путем реализации ресурса в виде интеллектуальной собственности.
    Учитывая, что основные финансовые средства на научную и научно-техническую деятельность выделяет государство, в том числе через систему федеральных целевых программ (ФЦП), предложены меры по решению проблемы введения в хозяйственный оборот инноваций в рамках выполнения ФЦП.

    Интеллектуальная собственность используется в экономике наравне с финансовыми, материальными и людскими ресурсами, а при инновационном пути развития страны играет решающую роль. Для интеллектуальной собственности характерны различные формы ее проявления при рассмотрении основных этапов инновационного развития экономики.

    К 2000 г. в России сложилась система финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) по федеральным целевым программам. Их реализация предусматривает отбор исполнителей НИОКР через систему конкурсов и заключение государственных контрактов на выполнение мероприятий ФЦП.

    Министерства, которые Правительство Российской Федерации назначает распорядителями государственных финансовых средств по системе ФЦП, именуются государственными заказчиками. Правообладатели результатов НИОКР по ФЦП устанавливаются исходя из принципов государственной научно-технической политики в соответствующих отраслях промышленности, а также с учетом законодательных и нормативных правовых актов в области интеллектуальной собственности.

    На первом этапе инновационной деятельности, т. е. в процессе проведения НИОКР, результаты научно-технической деятельности преобразуются в интеллектуальную собственность по итогам мероприятий при их своевременной и полномасштабной правовой охране.
    Таким образом, деньги на НИОКР превращаются в интеллектуальную собственность.

    На следующем этапе (в ряде случаев условно называемом «отехноложивание результатов НИОКР») предусмотрено обязательное введение интеллектуальной собственности в состав имущественного комплекса путем ее включения в состав нематериальных активов и внесения в реестр федерального имущества. Это возможно, если права на собственность принадлежат Российской Федерации или ФГУПам (ФГУ).

    В случае если права закрепляются за Российской Федерацией, введение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, созданной в процессе выполнения ФЦП, возможно путем ее передачи на лицензионной основе предприятиям – разработчикам НИОКР или изготовителям инновационной продукции.

    Такой подход связан с тем, что министерства – государственные заказчики – выступают координаторами деятельности хозяйствующих субъектов (ФГУПов, акционерных обществ и других структур), практически реализующих государственную научно-техническую политику.
    На этапе реализации (сбыта) инновационной продукции, технологической основой которой является интеллектуальный ресурс, интеллектуальная собственность выступает как важнейший инструмент (патентная монополия) в конкурентной борьбе на рынке наравне с такими инструментами, как финансы или налоги.

    Патентная монополия, представляемая этой собственностью по патентному законодательству (а это исключительные права на территории всей страны или ряда стран), препятствует продвижению продукции конкурента на территорию страны на таможне (границе государства) либо изготовлению контрафактной продукции, если ее производство развернуто на территории страны.

    Важным этапом инновационного пути развития экономики является формирование и обеспечение функционирования системы возврата финансовых средств из сферы сбыта предприятиям – обладателям интеллектуальной собственности, что позволяет обеспечить выплату вознаграждений авторам инноваций и лицензионных платежей государству, если права принадлежат Российской Федерации. При этом имеется в виду, что инновационная продукция базируется, как правило, на результатах интеллектуальной деятельности, имеющих мировой технический уровень.

    Такая схема возврата финансовых средств предусмотрена системой лицензионных отношений, регламентированной законодательными и нормативными актами по интеллектуальной собственности. Именно такие отношения являются главным содержанием рынка в сфере науки и технологий.

    Проблемы по введению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности возникли в России вследствие серьезных недоработок законодательных и нормативных правовых актов после 1991 г. Сказалось отсутствие в них современных требований по введению рыночных отношений в сферу науки и технологий с учетом роли и значимости государства как важнейшего инвестора в научно-техническом развитии страны.

    антипин 1.png

    Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 2(51)/2014

    Количество показов: 6001


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика