О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Причины авиакатастроф в России и возможности их устранения

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    Л. А. Кайдалов
    независимый эксперт
    Л. А. Кайдалов Причины авиакатастроф в России и возможности их устранения
    Ежегодные показатели аварийности в отечественной ГА остаются на уровне средних значений 25-летней давности. По мнению экспертов, выход из с ложившейся ситуации невозможен без исполнения ратифицированных Россией международных договоров, определяющих деятельность гражданской авиации в целях обеспечения безопасности полетов, а также без использования новых подходов в решении этой сложной проблемы.
    Если предельно сжато сформулировать проблему безопасности полетов в современной гражданской авиации России, то основные причины всех наших бед в этой области следующие:
    • «размытая», недееспособная система управления гражданской авиацией;
    • отсутствие единого органа государственного контроля безопасности полетов;
    • отсутствие государственной идеологии в области безопасности полетов.

    Счетная палата Российской Федерации в документе от 13 апреля 2007 г. № 16 К (534) указала, что в сфере отечественной гражданской авиации разными полномочиями обладают восемь ведомств. Отметим, ни одно из них не несло никакой ответственности за конечный результат деятельности, в том числе за состояние безопасности полетов.

    Между тем за шесть прошедших лет произошли изменения: на смену Минпромэнерго России, обладавшему полномочиями вырабатывать государственную политику в области авиастроения, пришло Министерство промышленности и торговли.

    Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечения транспортной безопасности.

    В составе Минтранса есть Департамент государственной политики в области гражданской авиации. Однако это структурное подразделение не несет ответственности за положение дел с безопасностью полетов гражданской авиации в РФ.

    Этому же министерству подчинено Федеральное агентство воздушного транспорта, в составе которого есть Управление инспекции по безопасности полетов, но ни оно, ни Агентство также не ответственны за состояние безопасности полетов гражданских воздушных судов в РФ.

    После распада СССР функции Госавианадзора были частично переданы Межгосударственному авиационному комитету (МАК) СНГ и Ространснадзору.

    МАК сертифицирует воздушные суда, произведенные в СНГ, и комплектующие к ним, а также занимается расследованием авиационных происшествий.

    Ространснадзор – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Является структурным подразделением министерства транспорта и имеет в своем составе Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор). В отличие от современного советский Госавианадзор был надведомственной организацией, подчинялся непосредственно правительству, его руководитель действовал в ранге министра. Нынешнее Управление – это внутриведомственное звено Минтранса, и его распоряжения и требования никак не распространяются на организацию пассажирских перевозок в государственной и экспериментальной авиации, равно как и на все полеты последней.

    Кроме того, подчинение Ространснадзора министру транспорта создает условия необъективного подхода к анализу ситуации с обеспечением безопасности полетов в предприятиях и организациях гражданской авиации России, а также несоблюдения законодательства Российской Федерации. Такая подчиненность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта главному транспортному ведомству страны противоречит требованиям Руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП) ИКАО.

    Как правило, после каждого авиационного происшествия авиакомпании, у которых происходили аварии или катастрофы, подвергались повторной проверке Росавиацией и Ространснадзором. В ходе таких внеплановых инспекций обязательно вскрывались ранее невидимые «существенные недостатки»: грубые нарушения правил подготовки, выполнения и обеспечения полетов, что почти всегда приводило к приостановке деятельности авиаперевозчиков и аннулированию их сертификатов эксплуатанта. Это означало фактическую ликвидацию авиакомпании. Точно так происходили события и после катастрофы ВС авиакомпании «Татарстан». Только за неделю –с 22 по 29 ноября 2013 г.–Госавианадзор провел 81 контрольно-надзорное мероприятие, в том числе 14 инспекторских проверок соблюдения требований воздушного законодательства в деятельности субъектов гражданской авиации, 47 проверок воздушных судов, 20 контрольно-надзорных мероприятий по иным основаниям действующего законодательства Российской Федерации.

    «При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено 153 нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации и 39 замечаний при проверках воздушных судов. За нарушения требований воздушного законодательства выдано 42 инспекторских предписания, 7 материалов направлено в судебные органы, составлено 20 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 27 юридических, должностных и физических лиц на общую сумму свыше 1 млн рублей. До устранения выявленных нарушений приостановлена эксплуатация 6 воздушных судов», – говорится в сообщении Минтранса.

    Проявление столь высокой активности со стороны государственных ведомств требуется постоянно, чтобы предупредить катастрофы, а не разбираться постфактум в их причинах. Опыт предыдущих авиапроисшествий убедительно показывает, что такие «пожарные» меры не приводят к улучшению ситуации, связанной с безопасностью в гражданской авиации России.

    Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 2(51)/2014

    Количество показов: 6250


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика