Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
А.Е. Красковский
д.т.н.,профессор, директор НИИУК ПГУПС
Децентрализация ОАО «РЖД» открывает шлагбаум для экономики страны
Децентрализация отрасли и образование дочерних компаний – железных дорог, как основных центров прибыли, позволит вывести «РЖД» на уровень одного из самых эффективных железнодорожных перевозчиков мира.
Роль ОАО «РЖД» в развитии экономики регионов, сохранении стратегического единства государства и реализации международного транзитного потенциала России трудно переоценить. Поэтому результаты реформирования железнодорожной отрасли во многом определяют успех развития государства по перечисленным направлениям.
С момента образования компании «РЖД» прошло более 10 лет. За этот период доля ОАО «РЖД» в совокупном грузообороте страны увеличилась с 39,5 % до 44 % (для сравнения: в 1975 г. в СССР железнодорожным транспортом перевозилось 62,2 % всех грузов).
Положительную оценку результатов деятельности компании давали и международные рейтинговые агентства. Так, в начале 2013 г. агентства Moody’s, Standard & Poor’s, Fitch оценивали рейтинг ОАО «РЖД» на уровне Baa1, BBB, BBB как «стабильный». Вместе с тем они отмечали высокий уровень капитальных затрат на поддержание и развитие инфраструктуры и указывали на необходимость взвешенного подхода к финансированию.
Однако уже в марте 2014 г. Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по рейтингам «РЖД» со «стабильного» на «негативный». Такая оценка обусловлена тем, что в 2013 г. чистая прибыль сократилась почти в 20 раз по сравнению с 2012 г. и составила 740 млн руб. В первом квартале 2014 г. компания получила убыток в 16 млрд руб., и до конца года ожидаемый убыток составит 60,1 млрд руб. При этом выпадающая выручка в 2014 г., по заявлению президента ОАО «РЖД» В. Якунина, оценивается в 93,2 млрд руб.
Как отмечают рейтинговые агентства, убытки компании связаны не только с замораживанием тарифов, но и с высоким уровнем капитальных затрат на поддержание и развитие инфраструктуры, уходом высокодоходных грузов на другие виды транспорта, ростом конкуренции со стороны независимых операторов.
Оставляют желать лучшего и тенденции по ключевым показателям деятельности ОАО «РЖД» за последние годы. По официальным данным «РЖД», с 2012 г. отмечается снижение темпов роста грузооборота (рис. 1). На фоне ежегодного увеличения расходов компании прибыль неуклонно падает (рис. 2). Несмотря на государственные дотации, дефицит инвестиционной программы монополии составит 400 млрд. руб. до 2015 г. и триллион рублей – до 2020 г.
Что ожидает «РЖД» в ближайшем будущем при сохранении существующей инфраструктуры? Что предлагает компания для увеличения грузооборота?
Авторы:
А. Е. Красковский, докт. техн. наук, директор НИИ управления качеством на железнодорожном транспорте
Е. В. Жуков, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник НИИ управления качеством на железнодорожном транспорте
Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 3(52)/2014 Количество показов: 5839
Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли. Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
Максим Владимирович Четчуев канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Александр Евгеньевич Богославский к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Михаил Алексеевич Касаткин начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Юрий Алексеевич Щербанин д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Владимир Владимирович Шматченко к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Максим Анатольевич Асаул д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
Анатолий Владимирович Постолит д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»