Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
Р.Ф. Джураева
президент ООО «Инновационный Центр гражданской авиации»
Внедрение стандарта e-Freight в российской авиации: опыт, результаты и перспективы развития
Совершенствование транспортной системы в России невозможно без применения современных технологий электронного документооборота. Переход на стандарт e-Freight и внедрение механизма «единого окна» позволят значительно повысить эффективность работы авиакомпаний, ускорить и упростить обмен документацией, а также снять административные барьеры в развитии международной транспортной сферы.
Повышение эффективности транспортной системы становится одним из ключевых конкурентных преимуществ России при реализации транзитного потенциала. Актуальным направлением в этой сфере стало развитие прозрачных, эффективных и оперативных механизмов работы всех государственных служб, выполняющих контрольно-надзорные функции на пунктах пропуска при ведении внешнеэкономической деятельности.
Решение данной задачи снимет сложившиеся административные барьеры в международной торговле и, безусловно, повлияет на повышение статуса России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса и торговли. Отметим, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Россия в 2018 г. должна занять в этом рейтинге 20-ю позицию.
Преимущества электронного документооборота
Действенным инструментом повышения эффективности транспортной системы в мире является внедрение стандарта e-Freight и механизма «единого окна» в работе всех видов транспорта. Стандарт e-Freight используется более чем в 49 странах на основании принципов, рекомендованных Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН) и применяемых Всемирной Торговой и Таможенной организациями. В авиации стандарт e-Freight внедряется при поддержке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Под стандартом e-Freight понимается безбумажный электронный обмен документами, осуществляемый участниками грузовой перевозки между собой (B2B) и с представителями контрольно-надзорных органов государственной власти (B2G и G2G) в пунктах пропуска по маршруту следования груза, синхронизированный с физическим потоком грузов; позволяющий отслеживать перемещение грузов «от двери до двери» вне зависимости от вида транспорта и количества перевалок [1].
IATA инициировала внедрение стандарта e-Freight в рамках программы Simplifying the Business, реализуемой с 2004 г. Организация ставит своей задачей до конца 2015 г. внедрить стандарт электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт e-Freight) на 80 % воздушных пунктов пропусков в мире и обеспечить готовность участников грузовой перевозки (авиакомпании, экспедиторы, агенты по наземному обслуживанию, склады временного хранения и др.) взаимодействовать без использования бумажных документов, сопровождающих перевозку.
Актуальность внедрения стандарта e-Freight связана с усилиями авиакомпаний снизить затраты на авиаперевозку за счет ускорения оборачиваемости воздушных судов (ВС) и сокращения количества персонала, занятого оформлением бумажных документов и сопровождением их в контрольно-надзорных органах власти (табл. 1).
По статистике IАТА, преимущества авиакомпаний, которые внедрили стандарт е-Freight, уже ощутимы:
• снижение затрат на обработку грузов — суммарная экономия в мировой отрасли до 5,8 млрд долл. ежегодно;
• ускорение обслуживания грузов – решение по выпуску ВС в течение 10 мин;
• высокая надежность и точность – однократный ввод исходных данных в пункте отправки груза;
• прозрачность процессов – электронная документация позволяет отслеживать статус перевозки в режиме реального времени.
Аналогичные эффекты достигаются при внедрении формата e-Freight в России (табл. 2).
Полный текст статьи читайте в «Транспорт Российской Федерации» № 6 (55) 2014г.
Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли. Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
Максим Владимирович Четчуев канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Александр Евгеньевич Богославский к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Михаил Алексеевич Касаткин начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Юрий Алексеевич Щербанин д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Владимир Владимирович Шматченко к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Максим Анатольевич Асаул д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
Анатолий Владимирович Постолит д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»