О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Как нам обустроить крымские порты

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    Хоким Матчанов
    председатель Ассоциации международных экспедиторов Узбекистана, к.э.н.
    Хоким Матчанов Как нам обустроить крымские порты
    В Крыму находятся  5 крупных морских портов – Керчь, Севастополь,  Феодосия, Евпатория и Ялта. Государственная стратегия их дальнейшего развития пока не определена – работа в этом направлении только началась. Вместе с тем, очевидно, что новый статус крымских портов не только создаст для них самих новые условия работы и изменит приоритеты их развития, но и заставит пересмотреть транспортную стратегию всего Азово-Черноморского бассейна.

    Необходимы инвестиции 

    Согласно официальной статистике Администрации морских портов Украины, суммарный грузооборот пяти морских портов Крымского полуострова в 2013 году составил 11,3 млн тонн, что эквивалентно 8% грузооборота морских портов Украины и 2% грузооборота морских портов России.

    Наиболее значительными мощностями по перевалке грузов обладают Керчь и Севастополь: в 2013 году на них приходилось почти 70% грузооборота портов полуострова. Что касается динамики грузооборота этих портов в 2012-2013 годах, то она была в основном отрицательной, за исключением Евпаторийского порта, который продемонстрировал небольшой рост в 2014 году – 3 млн тонн.


    На сегодняшний день крымские порты  практически не работают. Такая ситуация исключила возможность собственного инвестирования средств в перспективное развитие портов и поддержание их формального технического состояния. Кроме того  порты испытывают сложность в приведении нормативной документации к нормам российского законодательства и определения  собственности. Между тем все необходимые мероприятия: оформление границ портов и акватории, получение разрешений на соответствующие виды деятельности, паспортизация гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов и т. п. – требуют не только временных, но и финансовых затрат.


    Железные дороги Крыма  также долгое время не были инвестированы. При этом они больше приспособлены к пассажирским перевозкам. Большая часть дороги является однопутной и ограничивает увеличение грузопотоков. А значит, тоже требует серьезных инвестиций.

        Краткие характеристики портов:

    Евпаторийский морской торговый порт расположен в центре города Евпатория. Навигация длится круглый год, порт практически не замерзает.


    Территория порта, га

    22,5

    Количество причалов

    10

    Длина причалов, м

    до 294,9

    Ширина принимаемых судов, м

    до 18

    Осадка, м

    до 5,5

    Пропускная способность грузовых терминалов, млн. т/год

    4

    Грузооборот в 2013 г., млн. т/год

    0,978

     Севастопольский морской торговый порт - универсальный незамерзающий морской порт:


    Территория порта, га

    215,6

    Количество причалов

    39

    Длина причалов, м

    до 229,1

    Ширина принимаемых судов, м

    до 32,26

    Осадка, м

    до 12,4

    Складские мощности, тыс. кв. м

    91,4 - открытые, 16,9 - крытые

    Грузооборот в 2013 г., млн. т/год

    4,8

    Общая длина причалов, м

    3530,4

    Пропускная способность грузовых терминалов, млн. т

    5,9

     Сводная таблица по морским портах Крыма

    Порт

    Грузооборот, млн. т

    Специализация

    Евпаторийский МТП

    0,9

    генеральные, строительные грузы, пассажирские перевозки

    Керченский МТП

    2,8

    генеральные, навалочные грузы, СПГ 

    Севастопольский МТП

    4,8

    навалочные грузы, пассажирские перевозки

    Феодосийский МТП

    2,6

    генеральные, навалочные грузы, пассажирские перевозки

    Ялтинский МТП

    0,2

    пассажирские перевозки

    В порту Керчь планируется построить вторую паромную аппарель для грузовых перевозок, провести дноуглубительные работы в районе поселка Жуковка и реконструкцию терминала по перевалке сжиженного углеводородного газа.

     Изменение грузопотоков

     В 2013 году на транзит, который составляли в основном российские грузы, приходилось 43% грузооборота крымских портов. Половина транзитных грузов полуострова шла через Керчь (транзит составлял 87% грузооборота порта), куда удобно подвозить грузы по Керченской паромной переправе, либо перегружать на рейде с малотоннажных судов на более крупные. В 2014 году весь грузопоток порядка 4 млн.т. транзитных грузов  Крыма был  из РФ.

     Мост преткновения

     Керченский пролив соединяет Азовское и Черное море. Западным берегом является Керченский полуостров Крыма, восточным - Таманский полуостров. Ширина пролива составляет от 4,5 до 15 км, наибольшая глубина - 18 м.


    Постоянная паромная переправа через пролив открылась 22 сентября 1954 года. На косе Чушка (Краснодарский край) были построены железнодорожная станция и порт "Кавказ", на окраине Керчи - железнодорожная станция и порт "Крым". Расстояние между портами составило около 5 км.


    Переправа позволила на 1 тыс. км сократить маршрут перевозок из Краснодарского края в Крым. Изначально здесь работали четыре железнодорожных парома водоизмещением 3400 т каждый: "Заполярный", "Северный", "Южный" и "Восточный". В 1975 году для перевозки пассажиров и автомобильного транспорта стали использовать автомобильный паром "Керченский-1", а затем "Керченский-2" (оба - водоизмещением 1496 т) и "Ейск" (1010 т).


    18 марта 2014 года Крым вошел в состав РФ, Керченская переправа стала основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью России. В связи с началом курортного сезона и ростом нагрузки 1 мая паромная переправа была полностью переориентирована под перевозку на паромах пассажиров и пассажирского автотранспорта.


    С 1 августа через пролив на железнодорожном пароме стал переправляться пассажирский поезд "Москва - Симферополь - Москва". 12 августа, в связи с загруженностью переправы, схема движения была изменена: поезда в обоих направлениях доставляют пассажиров только до станций Керченской переправы, затем пассажиры переезжают на пароме на другой берег, где садятся в другой состав. Сами поезда через пролив не переправляют.


    В пик сезона 2014 года на переправе работали восемь грузопассажирских паромов: "Ионас", "Олимпиада" (водоизмещение 4517 т), "Николай Аксененко" (1235 т), "Керченский-2", "Ейск", "Крым" (2471 т), "Севастополь" (404 т), "Глюкофилоуса III" (992 т), а также железнодорожные паромы "Анненков" и "Петровск".


    Всего с 1 мая по 30 сентября 2014 года паромами в обе стороны было совершено около 10 тыс. рейсов, перевезено порядка 2,1 млн пассажиров, из них 370 тыс. - по "единому" билету" (проезд тремя видами транспорта: поезд, автобус, паром), а также порядка 450 тыс. легковых автомобилей и 12 тыс. автобусов.


    В настоящее время ежедневно в рейс выходят от 3 до 6 паромов, в зависимости от загруженности переправы. Еще два парома курсируют от порта "Кавказ" до Керченского рыбного морского порта. В приоритетном порядке на паромах перевозят общественный и личный автотранспорт. Грузовики переправляют также по маршруту "Новороссийск - Керченский морской торговый порт".


    Единый оператор перевозок на керченской паромной переправе - автономная некоммерческая организация "Транспортная дирекция" (бывшая Транспортная дирекция Олимпийский игр).

     Таким образом, в настоящее время доставка грузов на полуостров происходит с помощью паромной переправы, что ограничивает рост грузопотока по этому маршруту, а следовательно, и возможности развития портов в новых условиях. Получается, что портовые мощности Крыма будут актуальными для России лишь при условии развития современного переправочного комплекса через Керченский пролив.                                   

    Пропускная способность Керченской переправы после присоединения Республики Крым к России увеличилась вдвое — до 5 тысяч пассажиров в сутки . Прогнозируя возрастающие нагрузки пассажиропотока, Единая транспортная дирекция увеличила количество рейсов паромов с 18 до 30 в сутки, изменилась схема организации движения на подъезде к переправе для упорядочивания типов подвижного состава, был создан приоритет для женщин, детей, льготных категорий граждан, общественного транспорта. Была также снята загрузка подъездных путей за счет перенаправления с 1 мая грузовых перевозок в порт Новороссийска. Однако данная ситуация  препятствует привлечению и увеличению грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в направлении портов Крыма. В свою очередь, не получая грузопотоки, крымские порты простаивают.  

     Морской порт Кавказ также является международным железнодорожно-паромным узлом, соединяющим РФ в соответствии с международными соглашениями с Болгарией, Турцией и Грузией через железнодорожные паромные переправы  «Кавказ - Варна», «Кавказ - Самсун» и «Кавказ - Поти». Данные  паромные переправы работают на 30-35% загрузки, паромные суда по 10-12 дней простаивают на рейде порта Кавказ, нарушая в постоянном режиме график работы международных грузовых паромных линии. 

    Необходимые меры по улучшению ситуации

    Изучив сложившееся положение в портах Крыма, для увеличение грузопотоков из РФ, а так же стран СНГ, предлагаем:

    1. Принять срочные меры для приведения всех крымских портов к нормам российского законодательства.

    2. Дифференцировать  грузовые и пассажирские потоки по портам Тамани и Крыма.   Пассажиров в автобусах и легковом автотранспорте оставить в порту Кавказ. Потоки грузового транспорта пустить через порты Темрюк и Новороссийск.

    3.  Сохранить  профиль и ориентацию на перевалку грузов в портах Крыма.

    4.  Построить  вторые железнодорожные паромные причалы в портах Керчь (Рыбный) и  Крым.

    5.  Переделать существующий паромный причал в торговом порту Керчь на стандарты порта Кавказ.

    6. Рассмотреть возможности установки дополнительных железнодорожных аппарелей  в портах Камыш-бурун, Феодосия, Севастополь рыбный или торговый порт.

    7.  Поострить в порту Кавказ (порт Зеленского)  еще две железнодорожных аппарели.

    8. Для увеличение мощностей Крымских портов построить припортовые склады, в районе строящийся моста Кречинского построить Транспортно -логистический центр (ХАБ) и соединить их складами.

    9. Для оптимизации стоимости перевозок и привлечения объемов грузовых перевозок в крымские порты из РФ и стран СНГ создать единую транспортно – экспедиторскую операторскую  компанию.

    10. Привести железнодорожные ставки перевозки грузов в порты Крыма и обратном направлении  к существующему уровню ставок в портах Новороссийска и Туапсе.


    Материал подготовлен специально для сайта Rostransport.com

    Количество показов: 8385


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика