О нас Новости Реклама Партнёры Контакты
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Обновление и развитие портового флота России

    За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!
    С.И . Буянов
    к.э.н, зам. ген. директора ЗАО «ЦНИИМФ»
    С.И . Буянов Обновление и развитие портового флота России
    В условиях роста грузооборота российских портов наряду с потребностью в наращивании портовых мощностей возникает необходимость обновления и расширения состава обеспечивающего флота. За последние 3 года процесс строительства этих судов заметно ускорился. Однако, такие темпы явно недостаточны.

    Динамика объемов перевалки российских грузов через российские морские порты за период 2001–2011 гг. (рис. 1) свидетельствует о том, что данный показатель ежегодно увеличивается. Анализируя изменения объемов переработки грузов российскими портами за 10 лет, можно выделить как положительные, так и отрицательные тенденции в их развитии.

     буянов_1.png

    Рис. 1. Динамика объемов перевалки грузов через морские порты России и сопредельных стран за период 2001–2011 гг.

    В качестве положительных тенденций можно отметить, что:

    • в территориальном размещении морских портов произошли положительные сдвиги за счет строительства новых объектов и изменения географии грузопотоков;

    • опережающими темпами идет развитие портов Северо-Западного бассейна (по итогам 2011 г. Приморск и Большой порт Санкт-Петербург вошли в число 12 крупнейших портов Европы и по грузообороту стали абсолютными лидерами в Балтийском регионе; вероятно, к 2015 г. в тройку самых крупных портов Балтийского моря войдет порт Усть-Луга);

    • доля российских грузов, обрабатываемых портами сопредельных стран, сократилась до приемлемой с позиции транспортной безопасности величины и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

    Отрицательные тенденции проявляются в том, что:

    • рост грузооборота российских портов в условиях мирового финансового и экономического кризиса существенно замедлился;

    • 90 % российских грузов — это сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

    • дальнейшее развитие ряда портов затруднено из-за появившихся ограничений по расширению территорий, которые обусловлены расположением портов в границах населенных городов;

    • существует дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы); он вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов.

    В 2012 г. был разработан проект документа «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года». В нем сформулированы основные задачи в области развития портов:

    • увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;

    • обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;

    • создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов;

    • совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

     На основе анализа потребности развивающейся российской экономики, а также анализа мировых тенденций в развитии грузопотоков был выполнен прогноз развития объемов перевалки грузов через отечественные морские порты на период до 2030 г. (рис. 2).

    буянов_2.png

    Рис. 2. Прогноз объемов перевалки грузов через морские порты России на период до 2030 г.

    В соответствии с ним суммарный объем перевалки грузов за период с 2011 г. по 2030 г. по базовому варианту возрастет в 1,8 раза.

    Функционирование морских портов России зависит от многих факторов, одним из которых является состояние и развитие обеспечивающих видов флота.

    Несмотря на то, что суда этого вида не участвуют непосредственно в перевозках грузов, без них невозможны не только перевозки, но и вообще современное судоходство. Основные функции этого флота — обеспечение высокого уровня безопасности мореплавания и охраны окружающей природной среды в морских портах и на подходах к ним, выполнение аварийно-спасательных операций, дноуглубительных, подводно-технических, служебно-вспомогательных и других работ.

    Состав обеспечивающих видов флота по состоянию на сентябрь 2012 г. приведен в табл.

    буянов_3.png

    Всего в настоящее время в составе обеспечивающих видов флота насчитывается 885 судов различных типов и назначений. Обновление судов обеспечивающего флота за последние 10 лет осуществлялось крайне медленно.

    В рамках подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» построено всего 20 судов служебно-вспомогательного флота, в том числе 16 буксиров-кантовщиков, 2 сборщика судовых отходов, 1 лоцмейстерско-гидрографическое судно и 1 лоцмейстерский катер.

    В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377, до 2015 г. должно быть построено 92 судна обеспечивающих видов флота.

     

    Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 6(43)/2012.

    Количество показов: 11803


    Текст сообщения*
    Защита от автоматических сообщений
     
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика