Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
Проблема сохранности грузовых вагонов и организации внепланового ремонта на сети РЖД
НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», Ассоциация собственников подвижного состава (АСПС), Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП), собственники подвижного состава неоднократно обращались к руководству ОАО «РЖД» в связи с проблемами организации текущего отцепочного ремонта подвижного состава (ТОР).
В числе прочих поднимался вопрос о его значительном удорожании, которое происходит из-за отсутствия единых подходов к ценообразованию. Для обсуждения этих проблем был проведен ряд совещаний представителей ОАО «РЖД» и владельцев подвижного состава. Однако согласованный единый типовой договор, который бы регламентировал организацию ТОР грузовых вагонов вне зависимости от собственности, отсутствует до сих пор.
После выхода ряда распоряжений ОАО «РЖД» касательно формирования стоимости ТОР, включающего в себя замену узлов и деталей, в частности колесных пар, ситуация усугубилась. Собственнику предлагается приобретать указанные узлы, даже если снятые с вагона детали подлежат ремонту.
Инспекторы ОАО «РЖД» не имеют прямой заинтересованности в сохранности вагонов. Вместо того, чтобы составлять акт о повреждении вагонов при погрузке или выгрузке, при приемке с подъездных путей и тем более на сортировочных станциях (что требует оформления документов о повреждении на ОАО «РЖД»), им проще забраковать вагоны, направить в текущий ремонт, и вагонному депо взимать деньги за него с владельца подвижного состава.
Сегодня практически на каждом ПТО мы наблюдаем острый дефицит основных узлов и деталей, таких как колесные пары, литые детали тележек и автосцепное оборудование, не говоря уже о различных градациях данных деталей. В результате нехватки оборотных запасов на линейных предприятиях мы имеем значительное превышение сроков фактического простоя вагонов во внеплановых ремонтах. Нормативы, установленные ранее для данных видов ремонта, нарушаются, что приводит к значительным финансовым затратам собственников и к срывам согласованных заявок и маршрутов перевозок.
С нашей точки зрения, ситуацию необходимо менять путем стимулирования собственников на приобретение современных, более безопасных и качественных вагонов. Со стороны государственных и регулирующих органов стимулирование должно происходить с помощью введения исключительных (более низких) тарифов, которые можно установить в связи с экономией на техническом обслуживании и безотцепочном ремонте, снижением износов рельсового полотна, ускорением обработки поездов и т. п. Инфраструктура, в свою очередь, должна гарантировать обеспечение оборотными запасами и необходимый ремонт новых узлов. Со стороны изготовителей стимулирующим фактором будут гарантии качественного сервисного обслуживания.
И. В. Чиганашкина, член президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава».
Полный текст статьи читайте в выпуске журнала «Транспорт Российской Федерации» 6(31) 2010.
Количество показов: 8978
Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли. Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
Максим Владимирович Четчуев канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Александр Евгеньевич Богославский к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Михаил Алексеевич Касаткин начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Юрий Алексеевич Щербанин д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
Владимир Владимирович Шматченко к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Максим Анатольевич Асаул д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
Анатолий Владимирович Постолит д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»