Блоги
За рубежом Мнение Экономика Право Ж/д транспорт Водный транспорт Безопасность Инновации Авиатранспорт Автотранспорт Строительство Пасс. транспорт Логистика Официально История Международный опыт ВСМ Кадры Образование Экология За рубежом Морской транспорт Маглев Аналитика Футурология Инфраструктура Госполитика С Новым годом!кандидат экономических наук
Проблема влияния структуры погрузки и грузооборота на доходность грузовых перевозок ОАО «РЖД» в последние годы стала особенно актуальной.
Почему доходность растет более низкими темпами, чем индексация тарифов, и какова роль в этом процессе высокодоходных и низкодоходных грузов? Какие риски для перевозчика при этом возникают? И какие стратегические решения могут изменить ситуацию?
Грузоотправители высокодоходных грузов удивляются: как же так, мы платим за каждый тоно-километр перевозок всё больше и больше, а доходность РЖД на один т-км вырастает на крохотные 0,8%. Тогда как владельцы низкодоходных грузов вполне довольны сложившимся положением вещей.
На рынок вернулся дефицит грузовых вагонов. Этот железнодорожный кризис является явно рукотворным, поскольку его вызвала государственная политика по искусственному сокращению вагонного парка.
История строительства первых железных дорог в России показывает, что модернизация «сверху» может справиться с отдельными крупными проектами, но не способна преобразовать экономику в целом.
Одним из стойких мифов, бытующих в железнодорожной отрасли, является тезис о том, что коэффициент порожнего пробега вагона резко увеличился вследствие структурной реформы. Попытаемся разобраться, так ли это.
В последнее время усилилось обсуждение идеи о том, что правительство (в лице Федеральной антимонопольной службы либо других органов) должно контролировать транспортную составляющую в конечной цене продукции.
В течении последнего месяца самой громкой новостью, обсуждаемой транспортной общественностью стала публикация на сайте http://regulation.gov.ru проекта Методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов.
О неценовых методах повышения конкурентоспособности в последние годы написано довольно много. Но есть одна важная особенность структуры издержек РЖД, опираясь на которую возможно применение некоторых ценовых инструментов.
Идеи начать регулировать цены там, где раньше работал рынок, всё чаще звучат от чиновников различного уровня. Так, некоторое время назад вице-премьер российского правительства призвала регулировать заработную плату в некоторых частных отраслях. Что-то похожее происходит и в отношении рынка предоставления подвижного состава.
Недавно объектом пристального внимания транспортного сообщества стал подготовленный Минэкономразвития проект «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года» (версия от сентября 2015 г.). На мой взгляд, в основе этого документа лежат неверные (устаревшие) исходные посылки, и, как следствие, сформулированы предложения, которые не только неверны, но и, зачастую противоречат целям, сформулированным в этом же документе.
Недавно на канале РБК появилось интервью известного в транспортной отрасли специалиста Андрея Моисеевича Голубчика (http://www.youtube.com/watch?t=567&v=v2S7iEgIxhQ), посвящённое ситуации на железных дорогах России и приуроченное к смене руководства в ОАО "РЖД". Однако многие высказанные им положения выглядят по меньшей мере странными.
Федеральная служба по тарифам в рамках выполнения поручения Правительства предложила меры по компенсации «некомпенсируемых затрат», возникающих у ОАО "РЖД", «при эксплуатации технически неисправных вагонов, в связи выполнением работ по направлению вагонов в текущий отцепочный ремонт по причинам, зависящим от собственника подвижного состава». И вот вопрос: перед нами классический "эффект кобры"? Или настоящие цели отличаются от провозглашаемых в документах?
Есть данные, что с мая 2015 года вновь будет повторена попытка управления вагонами ОАО "РЖД" на основе принципов т.н. консолидированного парка. Ранее участники рынка, «добровольно» отдававшие свои вагоны в управление, при первой же возможности забирали их обратно. В этой связи накануне нового проекта представляется интересным проанализировать предыдущие попытки реализации этой вечно живой идеи.
Само понимание антагонистичности решения этих двух задач необходимо иметь в виду при выработке различных управленческих решений.
Не нужно никого стимулировать покупать «инновационный» подвижной состав искусственными мерами - бюджетной поддержкой и административным давлением.
В прошлом году Правительство РФ приняло решение о включение в программу приватизации контрольных пакетов акций ряда дочерних обществ РЖД, а после 2013 г., акций и самой компании ОАО РЖД (впрочем, пока только около 25 %). В этой связи вторая волна приватизации стала обсуждаемой темой в научных и экспертных кругах. Когда речь заходит об изучении приватизации железнодорожного транспорта, то взоры исследователей мгновенно устремляются в сторону Великобритании. Конечно, история последних десятилетий знает гораздо более успешные истории приватизации железных дорог – в Канаде, Японии, Мексике и многих других странах. Но пример Британской приватизации особенно интересен, т.к. здесь во-первых наиболее ярко проявились как положительные, так и негативные результаты реформ, а во-вторых ряд выводов, которые можно сделать анализирую эти реформы может оказаться чрезвычайно полезен для России.
В 1880-х годах в российском обществе шла активная дискуссия о преимуществах частного или казённого (государственного) управления железными дорогами. Одним из активных участников дискуссии был Сергей Юльевич Вите. Сегодня, в условиях реформы железнодорожного транспорта огромный интерес представляют высказанные в то время аргументы сторон.
"В области тарификации перевозок существует одно разумное правило: нужно чтобы товар платил за перевозку всё то, что он может заплатить. Всякий другой принцип будет произволен" - писал С.Ю. Витте обращаясь к своим оппонентам- сторонникам государственного регулирования тарифов в своей знаменитой книге "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", изданной в 1883 г
При этом Вите предостерегал, что не следует увлекаться покровительством промышленности посредством тарифов. Позиция С.Ю. Витте в этой дискуссии противостояла как официальной позиции министерства путей сообщения, так и точки зрения консервативных кругов российского чиновничества.
В последние годы в отраслевой науке идет напряжённая дискуссия о принципах управления вагонными парками в условиях абсолютного доминирования приватного подвижного состава.
Одной из важнейших проблем последнего времени на железнодорожном транспорте является дефицит пропускных способностей, а говоря более корректно – дефицит инфраструктуры и дефицит локомотивной тяги.
Эволюция взглядов участников рынка на железнодорожный транспорт от этатистского к более-менее рыночного; к тому, что транспорт тоже бизнес представляется безусловно позитивной.
Положив в основу идеологии доклада несколько ошибочных посылок авторы неизбежно приходят к ошибочным рекомендациям возврата к «дореформенной» модели организации отрасли, забывая, что именно та модель в своё время завела отрасль в тупик и стала тормозом развития экономики.
Один из самых распространённых мифов - это миф о том, что железнодорожные тарифы всегда регулировались государством. На самом деле в истории как западных стран, так и дореволюционной России были периоды, когда железные дороги как-то обходились без заботы государства. В этой связи интересна история дерегулирования железнодорожных тарифов за перевозки грузов в США, произошешая в рамках политики либерализации отрасли, начатой в 1980-е гг. с принятием "Акта Стаггерса"...
В 2011 г. исполнилось 10 лет «Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (утверждённой 18.05.2001 г. постановлением правительства России № 384). Юбилейная дата – хороший повод проанализировать результаты трёх этапов реформы и подумать над задачами четвёртого этапа.
В последнее время в транспортной науке вновь активно обсуждаются принципы формирования железнодорожных тарифов за грузовые перевозки: должны ли тарифы строиться на основе себестоимости перевозок без учёта рода перевозимого груза либо они должны строиться на основе принципа «Ad valorem» (в этом случае тарифы называют «адвалорными»), т.е. в зависимости от «платёжеспособности» (в самом простом случае – от цены) перевозимого груза.
Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS