Ф.М. КАЦМАН. Отдельные вопросы государственного регулирования в проблеме становления и развития транспорта: текстовая версия
Во всех странах с развитой рыночной экономикой конкурентоспособность национального транспорта обеспечи вается воздействием государства на все факторы, влияющие на эффективность транспорта и на поддержку националь ных участников транспортного про цесса. Комплекс этих факторов, объе диненных понятием «государственное регулирование», является основой в ре шении задачи обеспечения конкурен тоспособности в транспортной облас ти. Государственное регулирование, в первую очередь, проявляется в норма тивно-правовой деятельности государ ства и в признании роли государства в условиях рыночных отношений.
Основным документом, определяю щим перспективы развития транспорта в России, следует признать «Транспорт ную стратегию Российской Федера ции». В двух последовательно подготов ленных редакциях этого документа подчеркивается: «Государственное регулирование транспортной деятель ности является объективной необходи мостью». При этом указывается: «Госу дарство исходит из принципа исключе ния неоправданного вмешательства в транспортную деятельность». Эти абсо лютно правильные положения требуют практической реализации, в первую очередь — в вопросах существенного совершенствования национальной нормативно-правовой базы. Примени тельно к эффективной интеграции российского транспорта в междуна родную транспортную систему, госуда рственное регулирование транспорт ной деятельности должно быть направ лено в первую очередь на защиту инте ресов всех российских участников транспортного процесса, то есть пере возчиков, отправителей и получателей грузов, как во внутренних, так и (осо бенно!) во внешнеторговых перевоз ках. Последнее особенно важно, учиты вая необходимость углубления интег рации в международную экономику в связи с предстоящим вступлением Рос сии в ВТО.
Нормативноправовая база транспо ртной деятельности, прежде всего, должна быть построена на протекцио нистской политике в отношении оте чественных перевозчиков, особенно в налоговой, тарифной и таможенной областях. В наибольшей мере внешне торговые перевозки осуществляются водным и автомобильным видами транспорта. Поэтому в качестве иллю страции рассмотрим особенности го сударственного регулирования дея тельности прежде всего этих видов транспорта, обратив внимание на име ющийся опыт экономически развитых стран.
Административноправовое регули рование в сфере морского транспорта во всем мире проявляется, прежде все го, в преференциальном режиме наци ональных судов в своих портах, в ре зервировании груза, в протекционис тской политике во всех социальных аспектах по отношению к националь ным перевозчикам. К сожалению, эти положения в российской практике не являются доминирующими.
Многие страны обеспечивают резер вирование грузов за своими нацио нальными перевозчиками, то есть осу ществляют в административной форме отстранение иностранных судов от обслуживания отдельных внешнетор говых перевозок. В наиболее развитых странах не менее 50% внешнеторговых грузов должно перевозиться на нацио нальных судах. В нашей практике за последние годы этот показатель не пре вышает 6%.
Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS