С.В. ВИКТОРОВ. Аэрокосмический мониторинг для обнаружения загрязнений морей России нефтепродуктами и юридического преследования нарушителей: текстовая версия
Аэрокосмический мониторинг морей как элемент обеспече ния региональной экологичес кой безопасности
В последнее время внимание российс кой и международной общественности, правительств и неправительственных организаций различных стран прикова но к проблеме обеспечения экологичес кой безопасности транспортировки российской нефти и нефтепродуктов через новые и реконструируемые пор ты. Например, как ответ на непрерывно возрастающие объемы таких перевозок и, соответственно, возрастающие риски аварийных разливов нефтепродуктов, 2 апре ля 2004 года решением Международной морс кой организации ООН Балтийскому морю в предварительном по рядке присвоен статус «особо чувствительного морского района». В те чение двух лет междуна родные организации будут детализировать меры по усилению эко логического прессинга.
Это не может не вызвать озабоченности российского морского сообщества вви ду возникновения возможных ограни чений на судоходство и удорожания операций по морской транспортировке нефти через российские порты на Бал тике. Аналогичная ситуация может сло житься и на других территориальных морях России.
Экологическая чистота операций по загрузке танкерного флота в портах и отсутствие нарушений на судоходных трассах могут быть документированы материалами спутниковых изображе ний акватории. В этом контексте остро стоит вопрос о необходимости обеспе чения всепогодного объектноориен тированного спутникового монито ринга акваторий (порты, береговые зо ны и судоходные трассы). Наличие такой современной системы аэрокос мического мониторинга акватории позволит обнаружить факты загрязне ния акватории нефтепродуктами и осу ществить юридическое преследование судовнарушителей. Цена вопроса — десятки миллионов долларов в бюджет государства при каждом выигранном в суде деле.
На базе накопленного еще в 1980– 1990е годы практического опыта в Ла боратории изучения береговых зон (ЛИБЗ) ГУП «НИИ космоаэрогеологи ческих методов» (далее НИИКАМ) с се редины 2002 года были усилены работы по названной проблеме. Было сформу лировано положение о технологичес кой возможности и необходимости осуществления проблемноориентиро ванного специализированного монито ринга отдельных портовых сооруже ний, прилегающих к ним береговых зон и грузонапряженных судовых трасс.
В феврале 2004 года предложения специалистов НИИКАМ о создании Международной системы специализи рованного спутникового мониторинга портовых комплексов, прилегающих к ним береговых зон и судоходных трасс (на примере Балтийского моря) были заслушаны на заседании специализи рованного рабочего органа Межпарла ментской ассамблеи Евразийского экономического союза. Было призна но, что создаваемая система должна строиться на базе ши рокой международ ной кооперации. Это позволит избежать конъюнктурных оце нок состояния окру жающей морской сре ды, разработать еди ные международные стандарты в области проведения аэрокосмических съемок, обработки данных, документи рования результатов и их однозначной интерпретации, юридической доказа тельности данных о наличии нефтяно го пятна, полученных при помощи авиационных и спутниковых наблюде ний.
Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS