В.Г. КОНДРАТЬЕВ. Вековая, но не вечная же проблема железных дорог на вечной мерзлоте: текстовая версия
сезонного промерзания грунтов.
Новейший этап такого строительства и новая, ко лоссальная по масштабам и средствам, попытка решить указан ную проблему — сооружение в 2000–2006 гг. ЦинхайТибетской же лезной дороги в Китае, на участке Гол муд — Лхаса, где вечномерзлые грунты распространены почти на половине из 1142 км трассы. Автору довелось консультировать ки тайских специалистов по вопросам ге окриологического обеспечения Цин хайТибетской железной дороги в тече ние последних 14 лет. В России этими проблемами автор активно занимается с 1986 г. В итоге сложилось определен ное понимание закономерностей взаи модействия железнодорожного пути и вечномерзлых грунтов и приемов уп равления этим взаимодействием.
За всю более чем вековую историю железнодорожного освоения криоли тозоны никому и нигде не удалось построить железнодорожный путь, ко торый бы не испытывал деформаций вследствие осадок при оттаивании льдистых грунтов или пучения при промерзании влажных дисперсных грунтов основания. Эти проблемы ха рактерны для всех железных дорог, не зависимо от срока их эксплуатации: для Забайкальской ж.д., находящейся в эксплуатации более ста лет, БАМ и АЯМ — десятки лет, подъездных путей Чара — Чина и Улак — Эльга — несколь ко лет и только что построенной Цин хайТибетской ж.д. Так, на Забайкальской ж.д. известен «золотой» километр — участок км 6277 — км 6278 (рис. 1), где системати ческие деформации земляного полот на и рельсошпальной решетки отмеча ются с 1949 г., а постоянное ограниче ние скорости движение поездов до 40, иногда 15 км/час, введено с 1969 г. и где ежегодно выполняются выправки и подъем пути на балласт.
Местами балласт уже провалился на 56 м, однако осадки пути не прекраща ются. По нашей оценке, они могут про должаться еще 100150 лет, поскольку в основании пути местами залегают льдистые многолетнемерзлые породы мощностью 25–30 м. Еще в 1926 г. основатель мерзлотове дения Михаил Иванович Сумгин [5] пи сал, что только перманентный ремонт деформирующихся зданий и сооруже ний на Забайкальской и Амурской же лезных дорогах уже обошелся государ ству в 50 млн золотых рублей, не считая убытков от нарушения правильности движения по этим дорогам. С тех пор, как видим, мало что изменилось на За байкальской ж.д., да и на вновь постро енных дорогах те же проблемы. Так, на ВосточноСибирской ж.д. в районе разъезда Казанкан, 1374 км БАМ, второе десятилетие деформирует ся железнодорожный путь (рис. 2).
Комментировать vkontakte | Комментировать в facebook |
Перспективные и новейшие
разработки ученых
генеральный директор компании SIMETRA
генеральный директор компании SIMETRA
технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
директор по развитию бизнеса САДКО
генеральный директор компании SIMETRA
канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
генеральный директор ООО «Трансэнерком»
генеральный директор АО «РКК»
директор управления цепями поставок компании PROSCO
Независимый эксперт IT – отрасли
д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS