Об издании Авторам Публикационная этика Подписка Контакты Медиа-кит
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Блажко Л. С., Киселев И. П. Международная программа дополнительного профессионального образования по высокоскоростному железнодорожному транспорту: текстовая версия

    Блажко Л. С., Киселев И. П. Международная программа дополнительного профессионального образования по высокоскоростному железнодорожному транспорту
    Анализируются первые итоги реализации уникального подхода к подготовке специалистов для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей под эгидой Трансъевропейской программы академической мобильности для университетов TEMPUS.
    Трансъевропейская программа академической мобильности для университетов TEMPUS позволила реализовать уникальный подход к подготовке специалистов для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей. Как показал первый год обучения, оптимальная схема − это дополнительное профессиональное образование для студентов выпускного курса вузов и по - вышение квалификации для молодых специалистов – сотрудников железнодорожных компаний.

    Успешную реализацию сложных технических проектов определяет решение не только технических и экономических проблем, но и вопроса о надлежащей подготовке персонала. Это относится и к созданию высокоскоростного железнодорожного транспорта с использованием самых передовых технологий, требующего более высокого уровня подготовки и ответственности персонала, чем обычные железные дороги. Во всех странах при реализации проектов высокоскоростных магистралей (ВСМ) уделялось особое внимание подготовке специалистов. Строительство в ближайшие годы первой в России ВСМ Москва – Казань и планы расширения полигона скоростного движения делают задачу подготовки кадров необходимой квалификации чрезвычайно актуальной. Готова ли к этому российская система подготовки кадров для железных дорог?

    В настоящее время в России работают девять высших учебных заведений – транспортных технических университетов железнодорожной специализации – и несколько десятков средних специальных учебных заведений железнодорожного профиля. Основными работодателями для выпускников железнодорожных колледжей и технических университетов железнодорожного профиля выступают предприятия, входящие в холдинг ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»). Отметим, что реформа железнодорожного транспорта в стране совпала по времени с реформой системы высшего образования. В рамках так называемого Болонского процесса российские высшие учебные заведения начали подготовку бакалавров и магистров (соответственно, со сроком обучения 4 и 6 лет), при этом согласно требованиям основного заказчика – ОАО «РЖД» – сохранилась и подготовка специалистов-инженеров со сроком обучения пять лет. Наряду с вузами железнодорожного транспорта повышение квалификации руководящего состава осуществляет автономная некоммерческая организация «Корпоративный университет ОАО «РЖД» – образовательный центр холдинга «РЖД».

    За последние годы ОАО «РЖД» выполнило большую программу по совершенствованию системы подготовки кадров массовых железнодорожных профессий. Она включает в себя 29 технических школ и 22 учебных центра, которые позволяют обучать около 60 тыс. человек и повышать квалификацию более 170 тыс. человек в год. Проведена модернизация учебной базы: учебные заведения оснащены современным учебно-лабораторным оборудованием, тренажерами. Особая программа связана с подготовкой к эксплуатации высокоскоростного электропоезда «Сапсан». Можно с уверенностью констатировать, что при увеличении масштабов высокоскоростного железнодорожного движения и создании специализированных высокоскоростных железнодорожных линий надлежащая подготовка рабочих массовых профессий будет обеспечена.

    Что касается подготовки кадров инженерно-управленческого уровня для будущей системы высокоскоростного железнодорожного транспорта страны, а также специалистов для разработки проектов ВСМ и осуществления их строительства, то в этой области есть ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

    Принципиально важен ответ на вопрос, готовить ли инженерный и управленческий персонал для ВСМ по специальным долгосрочным программам (продолжительностью не менее 5 лет, как при инженерной подготовке), или ограничиться обучением по дополнительным образовательными программам в период нормативного срока обучения. Возможен и вариант обучения по дополнительным профессиональным программам уже после присвоения квалификации специалистов, бакалавров, магистров.

    Как готовят специалистов для ВСМ за рубежом

    Обратившись к опыту стран, успешно реализовавших проекты ВСМ, увидим, что используются оба подхода. Так, в Японии, Франции, Германии, Испании, где нет специализированных железнодорожных высших учебных заведений, инженеров и специалистов-управленцев для высокоскоростного железнодорожного транспорта рекрутируют из числа выпускников классических и политехнических университетов. Как правило, это те, кто получил образование на факультетах механики, электротехники, силовой электроники, компьютерных и информационных технологий, гражданского строительства; реже – на физико-математических, химико-технологических факультетах. Среди управленческих кадров немало юристов и экономистов. Затем выпускники указанных вузов и факультетов получают дополнительное профессиональное обучение и проходят специализацию, в частности, связанную с высокоскоростным движением, в системе корпоративного профессионального образования. Заметим также, что во Франции и Испании определенный процент инженеров и управленцев на железных дорогах сформирован из выпускников высших учебных заведений, специализирующихся в области строительства мостов, дорог, каналов и портов.

    Авторы:  Блажко Л. С., Киселев И. П.
    Источник:  Транспорт РФ. 2015. № 2 (57). С. 19–25.
    Ключевые слова:  трансъевропейская программа TEMPUS, специалисты для ВСМ
    Контакты:  kis1347@mail.ru
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика