Об издании Авторам Публикационная этика Подписка Контакты Медиа-кит
Редакция журнала "Транспорт Российской Федерации" выражает искреннюю благодарность генеральному директору АО "НВЦ "ВАГОНЫ", доктору технических наук, профессору Бороненко Юрию Павловичу за многократную материальную поддержку журнала, в том числе юбилейного сотого выпуска.
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
Учредители
Наши рекламодатели

    Роенков Д. Н., Шматченко В. В., Плеханов П. А., Иванов В. Г. Основные требования к организации радиосвязи на высокоскоростной магистрали: текстовая версия

    Роенков Д. Н., Шматченко В. В., Плеханов П. А., Иванов В. Г. Основные требования к организации радиосвязи на высокоскоростной магистрали
    Статья посвящена вопросам организации радиосвязи на высокоскоростных железнодорожных участках России. Основные требования к функциональным возможностям и структуре систем радиосвязи, приводимые в статье, были сформулированы в рамках специальных технических условий «Железнодорожная электросвязь участка Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству железнодорожной радиосвязи».
    Обеспечение надежной радиосвязи при эксплуатационной скорости поездов до 400 км/ч − нетривиальная задача, поскольку практический опыт эксплуатации современных систем подвижной связи на столь высокой скорости, когда возможно отрицательное влияние эффекта Доплера, а также сбой передачи соединения между базовыми станциями, пока недостаточен. Для решения ряда вопросов необходимо провести испытания на э тапе опытной эксплуатации высокоскоростных магистралей.

    Качественная радиосвязь − обязательное условие организации железнодорожных перевозок. Современные системы управления движением поездов используют как голосовую радиосвязь, так и каналы передачи данных для информационно-управляющих систем. Основные требования к функциональным возможностям и структуре систем радиосвязи для высокоскоростных магистралей (ВСМ), приведенные в статье, были сформулированы специалистами ПГУПС по заказу ОАО «Скоростные магистрали» в рамках специальных технических условий «Железнодорожная электросвязь участка Москва – Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань – Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству железнодорожной радиосвязи».

    Состав и функциональные возможности

    Чтобы обеспечить решение всех задач, связанных с обменом информацией между наземной инфраструктурой и подвижными объектами на участке ВСМ, железнодорожная радиосвязь должна включать следующее (рис. 1):
    • цифровые системы технологической радиосвязи (ЦСТР; основная – стандарта GSM-R, резервная – стандарта DMR);
    • систему технологической ремонтно-оперативной радиосвязи (РОРС) на базе сетей подвижной связи коммерческих операторов (по таким радиосетям может передаваться только информация, не связанная с безопасностью движения поездов);
    • цифровую беспроводную систему передачи данных (БСПД) для информационно-управляющих систем (ИУС).

    Цифровая система технологической радиосвязи стандарта GSM-R (рис. 2), являясь основной ЦСТР, должна при скорости движения до 400 км/ч обеспечивать выполнение следующих основных функций:
    • организацию поездной радиосвязи с использованием индивидуальных, групповых и циркулярных вызовов следующих абонентов: поездных и энергодиспетчеров, машинистов локомотивов, моторвагонных поездов, специального подвижного состава, дежурных по станциям и по депо, начальников поездов и других работников, участвующих в выполнении поездной работы;
    • организацию беспроводных каналов передачи данных для информационно-управляющих систем управления движением поездов и обеспечения безопасности движения.

    Выбор стандарта GSM-R в качестве основного для организации ЦСТР обусловлен тем, что он был разработан специально для нужд железнодорожного транспорта и служит основой для построения Европейской интегрированной железнодорожной радиосети с расширенными возможностями (European Integrated Railway Radio Enhanced Network, EIRENE). Это европейский проект, цель которого состоит в разработке требований железных дорог Европейского союза к сетям железнодорожной радиосвязи (рис. 3). В рамках данного проекта были выпущены два основополагающих документа, определяющих функциональные (Functional Requirements Specification, FRS) и технические (System Requirements Specification, SRS) требования к системе GSM-R [1, 2]. Стоит отметить, что в России имеется успешный опыт организации и эксплуатации сетей GSM-R. В частности, ЦСТР стандарта GSM-R была организована на железнодорожных линиях, обслуживающих зрителей Олимпиады в г. Сочи.

    Цифровая система технологической радиосвязи стандарта DMR (диапазона 160 МГц) − это резервная система поездной радиосвязи, а также основная система станционной радиосвязи.

    В момент разработки СТУ не был накоплен отечественный и международный практический опыт использования ЦСТР стандарта DMR на скорости до 400 км/ч, поэтому ЦСТР стандарта DMR в качестве резервной системы ПРС должны применяться со снижением скорости движения подвижных единиц до тех значений, для которых гарантировано обеспечение заданных требований к каналам поездной радиосвязи.

    Система ЦСТР стандарта DMR должна обеспечивать возможность передачи данных в информационно-управляющих системах. В ЦСТР GSM-R необходимо предусмотреть предоставление:
    • услуги передачи речи;
    • услуги передачи данных;
    • дополнительных услуг (например, управления вызовами и приоритетами);
    • услуг связи, обусловленных железнодорожной спецификой (например, прямой вызов).

    При этом услуги передачи речи должны включать в себя:
    • индивидуальный вызов для дуплексного соединения;
    • экстренный вызов (по номеру 112);
    • широковещательный вызов;
    • групповой вызов с возможностью предоставления одному абоненту нескольких групповых номеров (в любой момент времени говорить может только один абонент);
    • вызов конференц-связи (до шести абонентов, все могут говорить и слушать одновременно).

    Услуги передачи данных должны обеспечивать:
    • передачу текстовых сообщений;
    • передачу данных с коммутацией каналов (скорость передачи данных не менее 2,4 кбит/с);
    • передачу данных с коммутацией пакетов;
    • передачу ответственных данных в контуре безопасного управления движением поездов (передачу данных о состоянии бортовых систем поезда и команд управления на поезд).

    Кроме услуг передачи речи и данных в ЦСТР должны быть реализованы дополнительные услуги:
    • логическая изоляция групп пользователей;
    • многоуровневая система пользовательских приоритетов, в том числе прав на прерывание услуг связи, уже предоставленных другим пользователям;
    • дополнительные услуги по управлению вызовами (удержание, перенаправление вызова, постановка в очередь и др.)
    • автоответчик;
    • информирование об освобождении занятой линии;
    • баланс счёта.

    К услугам связи с железнодорожной спецификой, которые также должны быть реализованы в ЦСТР, относятся:
    • функциональная адресация по номеру поезда, локомотива, вагона или по должностному номеру, отображение должности вызывающего абонента;
    • вызов работника в зависимости от его местонахождения;
    • обеспечение маневровой радиосвязи с постоянным контролем готовности линии;
    • групповой вызов внутри поезда (для взаимодействия персонала);
    • экстренные вызовы при управлении движением поездов;
    • прямой вызов (без использования сетевой инфраструктуры);
    • обеспечение бесперебойной радиосвязи на скорости до 400 км/ч.

    Авторы:  Роенков Д. Н., Шматченко В. В., Плеханов П. А., Иванов В. Г.
    Источник:  Транспорт РФ. 2015. № 2 (57). С. 49–52.
    Ключевые слова:  железнодорожная радиосвязь, поездная радиосвязь, цифровые системы технологической радиосвязи, высокоскоростная магистраль
    Контакты:  roenkov_dmitry@mail.ru
    Комментировать vkontakte Комментировать в facebook
    .
    Библиотека Блоги Наука для транспорта

    Перспективные и новейшие
    разработки ученых

    На форуме "Армия-2022" были озвучены новые подробности развития авиационной промышленности. ...
    2022-08-16
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Оптимальное проектирование опирается на прогнозы развития ситуации с помощью моделирования в макроэкономических масштабах, в пределах страны и в рамках отрасли.  Как устроены транспортные модели? Как прогнозирование с их помощью помогает развивать отрасль? ...
    2021-08-13
    Наши блоггеры
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Александр Колесников
    технический директор компании-производителя комплекса САДКО (камеры фото-и видеофиксации нарушений ПДД)
    Алексей Шнырев
    директор по развитию бизнеса САДКО
    Владимир Швецов
    генеральный директор компании SIMETRA
    Максим Владимирович Четчуев
    канд. техн. наук, руководитель научно-образовательного центра «Мультимодальные транспортные системы» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Сергей Александрович Агеев
    руководитель производственного дивизиона компании «ТЭЭМП».
    Александр Евгеньевич Богославский
    к. т. н., зав. кафедрой «Тяговый подвижной состав», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
    Михаил Алексеевич Касаткин
    начальник отдела главного конструктора "ЦНИИ СЭТ", филиала ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
    Юрий Алексеевич Щербанин
    д. э. н., профессор, зав. кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина
    Владимир Владимирович Шматченко
    к. т. н., доцент кафедры «Электрическая связь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
    Максим Анатольевич Асаул
    д. э. н., профессор, заместитель директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии
    Анатолий Владимирович Постолит
    д. т. н., профессор, академик Российской академии транспорта, зам. директора по науке ООО «Компас-Центр»
    Олег Владимирович Шевцов
    генеральный директор ООО «Трансэнерком»
    Иван Гришагин
    генеральный директор АО «РКК»
    Александ Рябов
    директор управления цепями поставок компании PROSCO
    Павел Терентьев
    Независимый эксперт IT – отрасли
    Ефанов Дмитрий Викторович
    д-р техн. наук, доцент, руководитель направления систем мониторинга и диагностики ООО «ЛокоТех-Сигнал»
    Улан Атамкулов
    к.т.н., доцент кафедры «Транспортная логистика и технология сервиса» Ошского технологического университета
    Андрей Дерябин
    Генеральный директор ООО «ОллКонтейнерЛайнс»
    Максим Зизюк
    руководитель Департамента автомобильных перевозок ГК TELS
    Все>>>


    Яндекс.Метрика